Основные произведения Филдинга

  

«История Джонатана Вайлда Великого» («The Life of Jonathan Wilde The Great», 1743) — замечательная сатира на супермена XVIII ст. Вайлд — преступник, описанный с крупинкой увлечения его величием, в котором, впрочем, нет ничего доброго, человечного. Моральные принципы для Вайлда не существуют. Его отвратительные поступки даже относительно бывшего школьного друга, торговца Хартфри — вне всякой критики. Разбой, грабеж, обман — однозначная характеристика сферы его деятельности, но низость Вайлда по своей сути — результат лицемерия, которое он свыше всех добродетелей ценит в людях и прежде всего в себе. Сам же Филдинг ненавидел эту отвратительную черту больше всего. Вайлд — профессиональный вор и преступник, он возглавляет стаю воров, с большой выгодой перепродает награбленное. Но, вопреки перечислению всех плохих дел этого человека, писатель показывает также размах и отвагу Вайлда — независимо от того, окружен он ворами и проститутками или старается притворяться джентльменом.

И хотя Вайлд продолжительное время ловко избегает изобличения, тем не менее, наконец оказывается вне закона. В конце произведения автор показывает своего героя в ожидании справедливого наказания, которое тот принимает с такой самой эпатажной бравадой, с которой и жил. Прототипом Вайлда был реальный преступник, который сидел в Нью-гейтской тюрьме, а в 1725 г. был казнен на виселице. В романе Филдинга мошенничество Вайлда Великого проходило ему так же легко, как и большое политическое мошенничество, в котором сам Филдинг всегда предъявлял обвинение Роберту Волпола, тогдашнему премьер-министру.

«История Тома Джонса, найденыша» принадлежит к ярчайшим произведениям Филдинга и является одним из немногих в английской литературе романов, которые отличаются незаурядным мастерством построения. Читателя поражают динамика развития сюжета, роль каждой отдельной детали, умение автора своевременно подать диалоги, остановив описание или рассказ. Театральная карьера Филдинга обозначилась на архитектонике этого романа. Большое количество персонажей, сюжетных линий и точных характеристик, экономное применение выразительных средств сделали это произведение классическим образцом повествовательной романной формы.

В яркую и преисполненную приключений жизнь героя вплетается видимо-невидимо образов, описанных одинаково убедительно, полно, верно и выразительно: грубый и тщеславный сквайр Вестерн, добродетельный и легковерный Олверти, коварный Блайфил, великодушный, искренний и добрый Том Джон создают ощущение драматического действия, которое разворачивается перед нашими глазами увлекательно, просто и живо. Жизнь Тома Джонса проходит в постоянной борьбе между честностью и нечестивыми соблазнами, причем каждый раз верх берет то одна, то другая часть его натуры. Это вполне естественно для Тома как обычного и отнюдь не героического человека. Отголосок «Дон Кихота» выразительно ощущается и в этом романе Филдинга. В частности, Патридж, школьный учитель, который со временем стал парикмахером, — это своеобразный Санчо Панса. Мастерство Филдинга в создании характеров высоко оценили его соотечественники С.Т. Колридж и В. Теккерей.

«Амелия» («Amelia», 1851) с точки зрения художественной стоимости якобы немного уступает перед названными выше произведениями Филдинга, тем не менее, это роман совсем другого типа. Здесь нет панорамного изображения действия и большого количества персонажей. Даже место действия ограничено Лондоном. Это семейный роман, в котором чрезвычайно мастерски описана психология личности, которая находится под бременем досадных обстоятельств. Капитан Брут обречен на поражение за свою легкомысленность и склонность к азартным играм.

Он легко увлекается и так же легко впадает в отчаяние, страдая от мучений совести. В этом романе Филдинг остается замечательным художником-графиком в стиле своего друга Хогарта, его жанровой живописи. «Вместе с Хогартом он представил нам интересную картину обычаев своей эпохи», — писал о писателе В. Теккерей.

Влияние Филдинга на литературу следующих столетий тяжело переоценить. Техника его романов во многих отношениях остается непревзойденной, характеры - образцом психологической убедительности и правдивости. Дж. Мередит и Ч. Диккенс, В. Скотт и Дж. Остин, Т. Л. Пикок и В. Теккерей - вот далеко не полный перечень выдающихся писателей, которые отдали дань почета и искреннего восхищения творчеством Филдинга.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: