Образцы творческих сочинений > Школьное Сочинение заметка в газету > Особенность фабулы и основные мотивы “Восточных поэм” Байрона


     
  • Особенность фабулы и основные мотивы “Восточных поэм” Байрона

    Байроновские темы подают наиболее последовательное выражение художественных вкусов целой эпохи. Романическая фабула, чрезвычайные характеры, которые потрясают, и нередко мелодраматические душевные переживания, эффектные жесты и позы, экзотическая обстановка действия и т.п. - все эти элементы поэтического байронизма существовали до Байрона и одновременно с Байроном: следует вспомнить только в поэзии «высокого стиля» известные имена Шатобриана, Вальтера Скотта, Томаса Мура и др., а в популярной прозаичной литературе конца XVIII и начала XIX ст. та богатая струя романов «тайн и ужаса» (Уолпол, госпожа Радклифф, Льюис и много др.), из которых в эпоху романтизма позаимствовала свои приемы и темы «высокая литература» и, в частности, во многих случаях поэзия Байрона.

    Однако Байрон как «властитель дум» своего поколения сумел в своем творчестве объединить эти элементы нового искусства и представить читателям в той форме, которая из того времени все сильнее захватывала их воображение и получила будто каноническое значение для своей эпохи. Пушкин учится у Байрона художественной композиции своих поэм и одновременно подвергается влиянию байроновских тем. Это не значит, что он заимствует у Байрона отдельные особенности его произведений; быстрее, он подчиняется общему духу его творчества, которое выражает художественные вкусы эпохи. Байрон в этом смысле означает для Пушкина современную романтическую поэзию с ее новыми темами и новым стилем. Но из всех современников именно Байрон как «властитель дум» больше всего повлиял на отдельные части тематического содержания «южных поэм» Пушкина.

    Для байроновской поэмы характерный, прежде всего, сам выбор события, особенности фабулы, даже от построения этой фабулы в рамках той или иной композиции, сюжетной схемы. «Восточные поэмы» вводят нас в мир романических событий, мелодраматических, эффектных повествовательных мотивов и драматических сцен, в особую поэтическую действительность, настолько же условную и непохожую на окружающую нас повседневность, как героический мир старинной эпопеи.

    Рабыня оставляет гарем своего господина и бежит с иноверцем-гяуром; ее настигают, зашивают в мешок и бросают в море; гяур мстит своему врагу, подстерегая его в горах со стаей разбойников, когда враг спешит на свадебный банкет; мать и невеста напрасно ждут убитого жениха; гяур доживает свои дни в монастыре, мучаясь от воспоминаний о погибшей любимой, растревоженный в предсмертном мечтании ее призраком, который встает со дна морского, «из холодной могилы». Из таких мотивов составляется фабула «Гяура», и в ней снова выделяются отдельные эффектные картины: так, картина всадника, который мчится, в начале поэмы; гяур спасается от врага; покинутый разрушенный дворец Гассана; битва в ущелье и смерть Гассана от руки гяура; поэт изображает своего героя преклоненным над телом побежденного врага и жадно вглядывается в его черты, чтобы прочитать в них отблески душевного отчаяния и мучений совести; окровавленный всадник приносит матери весть о смерти Гассана и т.п.

    Романическими событиями особенно богата фабула «Корсара». Изображен лагерь морских разбойников, ночная битва, пожар дворца. Проводник разбойников, переодетый дервишем, проникает во дворец своего врага, садится за его стол в то время, как товарищи готовят ночной набег. Из горящего гарема этот герой спасает красавицу. Его поймали и посадили в темницу. Ожидая истязаний и смертной казни, он страдает от воспоминаний из бывшей жизни. Освобожденная им красавица, растроганная любовью к своему спасателю, ради него убивает своего господина и возвращает пленнику волю. Вернувшись к товарищам вместе со своей спасительницей, корсар узнает о смерти оставленной им любимой, которая не дождалась его возвращения из плена.

    Романтический характер событий в «восточных поэмах» мотивируется перенесением действия в необыкновенную обстановку - в отдаленную от современности, более поэтическую эпоху исторического прошлого («Паризина», «Осада Коринфа») или в географически далекие от нас экзотические страны («Паризина» - Италия эпохи возрождения, «Лара» - Испания, в других поэмах - Греция).

    Поэт переносит нас в обстановку диких или полудиких народов, в условия, далекие европейцу, но преисполненные поэтического быта, свободных характеров, ярких страстей. В «Корсаре» мы находимся на острове пиратов, в «Осаде Коринфа» - в войске турецкого визира, в «Абидосской невесте» - при дворе восточного тирана, в «Гяуре», как было сказано, - в гареме и монастыре. Герой - конечно, европеец («Гяур», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа») и, возможно, наш современник (в первых поэмах), близкий и поэту, и читателю своим внутренним миром. Из цивилизованного европейского общества с его прозаично реальным бытовым укладом он попадает в другой, экзотический мир, где становятся возможными романтические события и мелодраматические проявления страстей, которые освобождены от законов жизненной повседневности, но тем более связаны условностями поэтического мира: литературной традицией и художественными страстями эпохи. Вот почему мотивы байроновских поэм такие «литературные», настраивают условный аппарат повествовательной прозы романтической эпохи, особенно же популярные романы «тайн и ужаса», о которых уже было сказано выше.

    Пушкин, как и Байрон, уводит нас в «южных поэмах» в необыкновенный, романический, условно-поэтический фон времен романтической эпохи: в лагерь разбойников, к цыганам, которые кочуют, к диким племенам свободных черкесов, в гарем крымского султана. В двух поэмах («Кавказский пленник», «Цыгане») его герой - тоже европеец, россиянин, современник, но вместе с тем,- человек, который снял «путы образования», который убежал на природу, в условия первоначальной жизни. Таким приемом мотивируется у Байрона романтическая фабула «южных поэм», которые изображают события, переживания, картины природы и быта в том романтическом стиле, которого требовали поэтические вкусы и весь духовный уклад романтической эпохи.

    Плен россиянина черкесами, его жизнь как пастуха в удаленном горном ауле, любовь прекрасной туземки, смелое бегство и гибель влюбленной черкешенки; отважная жизнь двух разбойников, убийства и грабежи на большой дороге, бегство из тюрьмы, предсмертные мечтания наказанного совестью преступника или плен польской княжны во время набега крымского хана, гаремная трагедия, которая заканчивается убийством из ревности и жестокой «восточной» смертной казнью преступной женщины или, в конце концов, приключения молодого европейца в цыганском лагере, свободная любовь дочери степей, и снова - романтическое убийство, на этот раз любимой и соперника: все это мотивы, если не «заимствованные» у Байрона, то во всяком случае такие, что принадлежат тому условно-поэтическому миру, где властителем дум для современников был именно Байрон.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Особенность фабулы и основные мотивы “Восточных поэм” Байрона, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.