Сочинения по русской литературе > Сочинения по литературе 8 класс > Особенность творчества М. Ю. Лермонтова


     
  • Особенность творчества М. Ю. Лермонтова

    Особенность творчества М. Ю. Лермонтова — организация его текста — самое главное свидетельство стилевой принадлежности. Творчество такого большого русского художника, как М. Ю. Лермонтов, выходит за рамки одного стиля, в нем присутствует стилевое множество, которое претворяется в некоторое единство. Итак, единство стилевых тенденций обеспечивается у М. Ю. Лермонтова сложным переходом романтических, реалистических стилевых тенденций к барочным формам письма. Что относится к таким формам? Это следует выяснить на основе анализа черт барочного стиля.

    А. В. Михайлов в работе «Языки культуры» отмечает «несколько моментов, характерных для эпохи барокко:

    Научное и «художественное» сближено, и различия между ними, как предстают они в текстах, упираются в возможную неявность, неоткрытость того, что можно было бы назвать (условно) художественным замыслом текста; поэтому различия шатки;

    Все «художественное» демонстрирует или может демонстрировать перед нами тайну как тайну, мы же можем не подозревать об этом;

    Все «художественное» демонстрирует тайну тем, что уподобляется знанию и миру — миру как непременно включающему в себя тайное, непознанное и непознаваемое;

    Все непознаваемое, какое несомненно есть в мире, для «произведений» (или как бы ни называли мы то, что создает авторписатель и поэт — эпохи барокко) оборачивается поэто-логическими проблемами: известная поэтика мира отражается в поэтике «произведения» — то, как сделан мир, в том, как делаются поэтические вещи, тексты, произведения;

    Последние — произведения, тексты и пр. — делаются непременно как своды — слово, которым мы условно передаем сейчас непременную сопряженность этих произведений с целым мира, с его устроенностью и сделанностью;

    Будучи «сводами», такие произведения не отличаются ничем непременным от таких «сводов», какие представляют собою энциклопедии, отчего и наш пример выше содержал ссылку именно на энциклопедию как такую форму упорядочивания знания, какая отвечала знанию эпохи, которое толкует себя как знание полигисторическое, то есть, в сущности, как полный свод всего отдельного;

    Будучи поэтическими сводами, произведения репрезентируют мир; поэты эпохи барокко создают, в сущности, не стихотворения, поэмы, романы, — так, как писатели и поэты XIX века, но они по существу создают все то, что так или иначе войдет в состав свода — такого, который будет в состоянии репрезентировать мир в его полноте (то есть в цельности и в достаточной полноте всего отдельного), а потому и в его тайне;

    Репрезентативный канон барокко, который воспроизводится в текстах произведений М. Ю. Лермонтова, позволяет определить и объединить некоторые черты, которые раскрывают особенности его художественного мышления: философский и художественный критицизм, антиномичность, космизм, «глубины души в беспредельности мира», «жизнь и сон», «тоска по вечности». Особенности организации текста: «темнота» стиля (элементы зауми), эмблематичность текста (разработка внутренней формы имени), его аффективность, «взволнованный» и «воинственный» стиль, репрезентации, театральность, пространственно-временная организация текста, связанная с динамикой, тектонические свойства текста, выражающиеся в рельефности, особенностях синтаксиса, в которых концентрируются принципы барокко, смешение кодов, «языков», выражающееся в фактурных свойствах текста, риторичность, гетерогенность (множества), «эстетика чудесного», театральность, живописность, нарушение правильности, инвенции (тенденция к новизне) и др.

    Мы исходим из того, что репрезентантами барочных манер в творчестве М. Ю. Лермонтова являются особенности текстовой организации поэзии, прозы, драматургии. Каждый из типов текста демонстрирует доминирование каких-то значимых для художника манер, особенности приемов, коррелирующих с барочным каноном. Так, для прозы М. Ю. Лермонтова, в частности для «Героя нашего времени», наиболее значимыми оказываются тектонические свойства текста, выражающиеся в рельефности, особенностях синтаксиса, которые формируют «складчатость» текста за счет использования сложных синкретичных конструкций с многозначными придаточными. Эти конструкции концентрируют особенности барочного письма М. Ю. Лермонтова, так как реализуют патетику, аффективность, динамику текста, влияют на его тектонические свойства, фактуру, формируют гетерогенность значений и в целом ведут к инвенторству, характерному для барокко.

    Роман «Герой нашего времени», если использовать термины М. М. Бахтина, является не «романом становления героя», а «романом испытания». Последний тип романа характерен для стиля барокко. В этой оппозиции сказалось различие мироощущений — не индивидуальное, а типологическое — различие в строе мышления разных исторических типов культур. М. М. Бахтин определил барочный роман как «роман испытания» (имеется в виду нравственное испытание), а классический — как «роман становления личности». В барочном романе человек предстает как неизменная данность — его сущность «пре-добразована» и «предопределена»; в классическом же он дается в развитии, изменяясь вместе с обогащением жизненного опыта: «Для барочного романа справедливо усвоено обозначение — «роман испытания». В этом отношении он является завершением софистического романа, который тоже был романом испытания (верности и целомудрия разлученных возлюбленных). Но здесь, в барочном романе, это испытание героизма и верности героя, его всесторонней безупречности гораздо органичнее объединяет грандиозный и разнообразнейший материал романа.

    Некоторые загадки М. Ю. Лермонтова, не лежащие на поверхности, с течением времени высвечиваются, как правило, в процессе анализа творчества М. Ю. Лермонтова другими художниками. Так, B. C. Соловьев тонко проанализировал композицию стихотворения «Сон», назвав его «сном в кубе». В. В. Набоков, оттолкнувшись от этого понимания, показывает существо того, что мы определяем как альтернативное построение сюжета в «Герое нашего времени». В. В. Набоков называет стихотворение «Сон» «тройным сном». Как правило, произведения такого рода характеризуются спиральной композицией. Последовательность событий, композиционные особенности раскрываются в процессе внутреннего выстраивания сюжетной линии, композиции, которая обеспечивает другой ход, возвращает некую последовательность внешней разнородности и мнимому беспорядку. Не случайно В. В. Набоков не раз говорит о «несообразностях» романа: «Во всех пяти рассказах немало несообразностей, одна другой примечательнее, однако повествование движется с такою стремительностью и мощью, столько мужественной красоты в этой романтике, от замысла же веет такой захватывающей цельностью, что читателю просто не приходит в голову задуматься, из чего, собственно, русалка в «Тамани» заключила, что Печорин не умеет плавать, или почему драгунский капитан полагал, что секунданты Печорина не найдут нужным принять участие в заряживании пистолетов.

    Положение, в каком оказывается Печорин, вынужденный в конце концов подставить лоб под дуло пистолета Грушницкого, могло бы выглядеть куда как нелепо, если забыть о том, что наш герой полагался отнюдь не на случай, но на судьбу».

    Нам все время приходится восстанавливать прямой или обратный ход сюжетных событий, мысленно объединять их, мотивировать особенностями характера героев, их поступками. Это и является, в нашем понимании, альтернативным развитием сюжета, о котором часто говорят, анализируя произведения барокко. Парадоксальность построения романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы, как указывает В. В. Набоков, «раз за разом приближать к нам Печорина, пока наконец он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых».

    Набоков увидел в «Герое нашего времени» организацию с особым, аффективным фокусом-парадоксом. Композиция рассчитана на эмоциональный удар, который получает читатель, исподволь, практически на подсознании, не отдавая себе в этом отчета.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Особенность творчества М. Ю. Лермонтова, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Сочинения по литературе 8 класс
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.