Сочинения по русской литературе > Сочинение по литературе 7 класс > Осторожное отношение Достоевского к комизму часть I


     
  • Осторожное отношение Достоевского к комизму часть I

    Достоевский, в противоположность Толстому, очень скуп на передачу комического в жестах и в мимике. Молящийся Исай Фомич со своеобразными комическими жестами, «семенящий ножками» приживальщик Максимов — вот некоторые примеры, которые едва ли можно значительно приумножить. Уже Мережковский противопоставляет пластичность и динамичность художественных портретов у Толстого иной, скорее, пожалуй, акустической трактовке героев у Достоевского. Однако это неприменимо к «Братьям Карамазовым», которым сам Достоевский стремился придать ювелирную отделку и где фигуры ярко пластичны, как у Толстого.
    Если Достоевский и не применял к окружающим ргас1лса1оке, проникнутые едкой насмешкой, то он часто пользовался пародийными приемами, совершенно чуждыми Толстому, в художественном творчестве. Пародия, как литературная форма, стара как сама литература. Начиная с пародии Пигреса на Гомера («Батрахомиома-хия» — война мышей и лягушек) и кончая новым временем — Пушкиным, Брет Гартом, М. Твеном, Диккенсом и др., — она неизменно сопровождает и карикатурно выявляет слабые стороны и слабых, и самых великих писателей. В пародии можно отметить три эстетические тенденции: 1) подчеркнуть и осмеять художественную форму какого-нибудь писателя,
    2) стремление представить в смешном виде серьезный сюжет, 3) иногда пародист преодолевает в себе влияние чужого творчества и, осмеивая его, возвышается над ним. Рядом с этим здесь играют роль и внеэстетичес-кие факторы: 1) неприязнь к типически-индивидуальным чертам осмеиваемого писателя, 2) вражда к его религиозно-философской, политической, классовой идеологии и 3) иногда — и это очень верно в отношении к Достоевскому — ненависть к собственным духовным недостаткам в других, недостаткам, которые пародисту не удалось в себе преодолеть, и, наконец, самопародия.
    Брет Гарт в своих «Сопёешеё поуе1з» блестяще вышучивает слабые стороны в художественной форме В. Гюго и других писателей. Скаррон в смешном виде перелицовывает «Энеиду». Пушкин пишет пародии на Жуковского, на поэтов XVIII века и освобождается сам от влияния их формы. Достоевский в «Мегс» — пародии на тургеневское «Довольно», — в связи с общей характеристикой Кармазинова, дает злобное изображение тех типически-индивидуальных особенностей, которые он считал свойственными Тургеневу Достоевский в пародии на вольномысленную поэму СТ. Верховенского высмеивает кощунственные замашки, проявленные, по его мнению, Грановским. В «Селе Степанчикове и его обитателях» он дает, по-видимому, самопародию в некоторых чертах главного героя и в то же время, как верно указал Ю. Тынянов в брошюре «Гоголь и Достоевский», метко пародирует Гоголя в его «Переписке с друзьями».
    Достоевский пародирует идеологию и писания Чернышевского, Нечаева, Грановского и других вольнодумцев и нигилистов с необыкновенной напряженностью ненависти. Причины этой напряженности надо искать в том, что Достоевский злобно издевается над вольномыслием и аморализмом в других, так как не смог в самом себе преодолеть скептицизма и отрицания. Собственно говоря, Достоевский, как сатирик, пользуется не столько пародией в собственном смысле слова, сколько пародийными приемами. Он их пускает в ход в «Дядюшкином сне», рассказе, в котором есть серьезный и даже трагический персонаж — героиня невеста Зина, положение которой, по словам проф. Кирпичникова, несколько напоминает положение пушкинской Татьяны, но образ мужа Татьяны заменен чудовищной карикатурой мертвеца на пружинах (жених Зины, князь К.). «Крокодил» представляет бессильно злобную пародию на политические писания Чернышевского с каторги.
    Напрасно Достоевский в известной заметке в «Дневнике писателя» категорически отрицает свое намерение надсмеяться над Чернышевским — в черновых набросках «Крокодила», дошедших до нас, упоминается его имя. История пародии «Мегс» — на тургеневское «Довольно» и «Призраки» в настоящее время освещена всесторонне в книге Ю. Никольского «Тургенев и Достоевский». В «Мегс» осмеяны некоторые типические особенности формы в этих повестях — вычурность описаний природы, сентиментальное обращение «помнишь?» к умершей возлюбленной, наклонность сыпать цитатами и т.п. Пародирование тургеневского стиля вызвано было, разумеется, внеэстетическими мотивами — антипатией к идеалам этого писателя, к его тщеславию.
    Пародирование же Гоголя в «Селе Степанчикове» связано со стремлением Достоевского преодолеть в себе гоголевские влияния в поисках новых форм комического. Он не завершает рассказа «Сбритые бакенбарды», стремясь выйти за пределы техники комического, установленной Гоголем. В 1846 году в письме к брату он говорит: «Я не пишу и "Сбритых бакенбард". Я все бросил, ибо все это есть не что иное, как повторение старого, давно уже мною сказанного. Теперь более оригинальные, живые и светлые мысли просятся из меня на бумагу».
    Наряду с пародиями в собственном смысле слова в произведениях Достоевского обильно рассыпаны элементы частичной пародийности. М.М. Бахтин подвергает пародийный стиль превосходному языковому анализу и отмечает у Достоевского его характерные черты. Он указывает, что в пародиях происходит постоянный перебой между прямым значением слова — его интенциональным содержанием — направленностью на смысл — и другим смыслом, перечащим первому. Комический эффект получается от такой непрерывной двуголосости изложения.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Осторожное отношение Достоевского к комизму часть I, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.