Охарактеризуйте барокко как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители)

  

В современном искусствоведении и литературоведении словом «барокко» обозначают стиль в искусстве XVII столетия, художественное направление этого времени и саму эпоху. Барокко - первый общеевропейский стиль, он ярко проявил кризис ренессансных представлений и вместе с тем удостоверил старание средствами искусства постигнуть сложный и противоречивый мир.

В культуре барокко утвердилось представление о мире, как об объединении противоречивых начал, как об арене борьбы противоположных сил - света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти, Бога и дьявола. Барочное искусство не только отражало сложность бытия, а и напоминало о его богатстве и полноте.

Особенность барочной культуры заключается в том, что она стала своеобразным художественным синтезом Средневековья и Возрождения, античных и христианских традиций.

Деятели барокко обращаются к проблемам духовного бытия человечества, стремятся проникнуть в глубины человеческой психики, постигнуть тайну мира в связи с вечными проблемами добра и зла, жизни и смерти, веры и уныния, любви и ненависти. Представители барокко поставили человека в центр своих мировоззренческих поисков. Определяющей чертой барокко является универсальность художественного мышления, космовидение. Художники изображают не просто эпизоды из жизни людей, а бытие человечества во всемирном, глобальном масштабе. Художники барокко старались воссоздать подвижность мира и состояние душевного беспокойства человека. Поэтому в барокко особое значение приобретают темы быстротечности жизни, всего сущего на земле, бесполезности существования. Они предопределяют мотивы отчаяния и пессимизма, но нередко вызывают стремление наполнить каждый миг полнотой ощущений, наслаждениями, красотой.

Противоречивости человеческой души и мира художники передавали с помощью разнообразных контрастов: света и тьмы, высокого и низкого, сна и действительности. Благодаря мыслителям барокко в европейской культуре начал производиться и утверждаться взгляд на духовный мир личности как на арену вечной борьбы добра и зла, которая дает непредвиденные последствия.

Представители барокко хотели не столько воссоздавать действительность, сколько превращать ее с помощью воображения. Важную роль в искусстве барокко играли острая мысль, острота, неожиданный эффект. По выражению одного из представителей барочного направления Дж. Марино, «цель поэта - привести в удивление и поразить». Ради этого художники прибегали к объединению «непохожего», впечатляющих образов, инакомыслию.

Барокко проявилось в разных областях искусства: литературе, архитектуре, живописи, музыке, скульптуре. Архитектура барокко отмечается широтой форм, масштабностью зданий, господством «волнистых» линий, неуравновешенных композиций. Архитектурные ансамбли органически вписываются в окружающую среду, становясь частью подвижного и непостоянного мира. В Украине есть много образцов барокко в архитектуре, например Покровская церковь (1766), церковь Св. Андрея Первозванного (1747-1753), церкви Печерской лавры, Софийского собора в Киеве и др.

В изобразительном искусстве барокко проявилось в гиперболизме образов, контрастности и вместе с тем колористичном единстве целого. Художники разрабатывают религиозные и мифологические сюжеты, предоставляя им аллегорическое содержание. Большое внимание художники уделяли светотени, приемам расширения пространства. С полотен больших мастеров барокко смотрят люди, которые живут сложной духовной жизнью, охваченные страстями и разногласиями. Значительный взнос в культуру сделали такие выдающиеся художники барокко, как Караваджо (Италия), Рубенс (Фландрия), Рембрандт (Голландия).

В скульптуре барокко привлекает внимание живописность и динамизм композиций, текучесть линий, что создает впечатление побежалости и постоянного движения образов (Л. Бернини и др.).

Барокко в музыке представляет Й. С. Бах, хотя его творчество выходит за пределы этого направления. Для музыкального барокко характерны сильные образы, стремление отобразить внутренний мир человека, драматизм его чувств, специальные средства выразительности, которые создают величие, блистательность, декоративность, эмоциональность музыкальных картин.

Литературное барокко отмечается осложнением форм, объединением религиозных и светских мотивов и образов, тяготением к разным контрастам, аллегоризму, попытками поразить читателя пышным, цветистым стилем, риторическим обрамлением произведения. Яркими представителями барокко в Западной Европе были Л. Гонгора, П. Кальдерон, Т. де Молина (Испания), Т. Тассо и Дж. Марино (Италия), Дж. Мильтон и Дж. Донн (Англия), Г. Громмельсгаузен (Германия). Барокко ярко проявилось и в украинской литературе XVI-XVIII ст., оно прослеживается в разных жанрах, в частности в поэзии Л. Барановича, И. Величковского, Г. Сковороды, в ораторской прозе И. Галятовского, А. Радивиловского, в казацких летописях Самовидца, Г. Грабянки, С. Величко и др.

Вывод. Барокко - открытая система, которая объединяет разные средства воспроизведения и преобразования действительности. Оно многозначное по смыслу и разнообразное формами. В нем соединились иллюзия и реальность, прекрасное и ужасное, жажда красивой жизни и трагизм. Эта сложность барокко должна была воссоздавать противоречивость человеческой души, мира и самого бытия.

Художники барокко сознательно отказываются от поисков гармонии. Все в произведениях барокко подчеркивало мысль о том, что искусство существенным образом отличается от науки. Художественный дар, по мнению художников барокко, не заменит никакая теория.

Опорные понятия: художественный стиль, художественные времена, приемы контраста, динамизм, драматизм существования человека, декоративность, эмоциональная напряженность.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: