Охарактеризуйте Возрождение (хронологические границы, значение термина, величайшие представители)

  

Средневековая цивилизация завершилась одной из наиболее ярких эпох в истории человечества, которая получила название Возрождения.

Явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием Возрождения, начиналось довольно «скромно». В ХІІІ-XIV ст. в Италию сходилось немало ученых монахов из Византии. Они убегали от нашествий степных народов, спасали свои святыни и бесценные античные книги. Много из тех монахов оседали в Флоренции - богатейшем городе Европы. В Флорентийском университете излагали греческий язык, итак и был спрос на греческие книжки. Знатоки античной культуры объединялись в кружки и называли себя «гуманистами». Итальянские гуманисты считали, что именно поэзия, в широком понимании этого слова, может раскрыть земную природу человека, показать ее место в этом миру и роль в перестройке его на лучше. Согласно этому изменялись задача словесности. Прежде всего она теряла средневековый синкретизм, отделялась от верования, поучение, и осознавалась именно как творчество. Отдельное произведение перестало восприниматься как бесспорная истина. Авторское сознание переходит на другой уровень - из «ремесленника» он вырастает у «творца». Гуманисты отстаивали идею земной природы национальных языков и считали, что автор имеет право выбора языка для творчества.

Хронологически европейское Возрождение как единое культурное движение развернулось в пределах XІ - начала XVII ст. и охватило Италию, Испанию, Францию, Германию, Англию, Далмацию (современные Хорватия, Черногория) и другие страны. Возрождение было связано с общим развитием экономической, политической жизни Западной Европы.

В XIV-XV ст. происходил быстрый подъем экономики и культуры городов. Богатые купцы, банкиры, ремесленники, ощущая вес в экономике государства, требовали и права на власть, экономическую и политическую свободу. Во многих странах это привело к созданию национальных монархий, в которых феодалы теряли свое могущество, а важную роль в политике отыгрывала новая аристократия из буржуазной среды. В Италии ситуация сложилась иначе: во многих городах установилось самоуправление, но фактически власть принадлежала богатым семьям банкиров. В это время возникшая потребность развивать отношения между государствами, образовывать политические союзы для достижения общих государственных интересов, которое оказывало содействие взаимодействию разных культур.

С Возрождением началась эпоха становления современной науки и мышление, с ней связанные важные научные открытия. Довольно припомнить научные и технические разработки в околице механики, оптики, химии, связанные с именем Леонардо да Винчи, об изобретении печатного станка Иоганом Гутенбергом, появление компаса, артиллерии, гидравлического двигателя, токарного станка, домны. Открытие Христофора Колумба, Васко да Гамма, Фернандо Магеллана расшили земное пространство, изменили представление о земном миру. Новый взгляд на Вселенную предлагала новая гелиоцентрическая теория Коперника.

В сфере культуры усилилась борьба за освобождение философской мысли от авторитета церкви, происходило формирование ведущего идейного течения пор Возрождение - ренессансного гуманизма, сущность которого заключалась в чудище интереса к земной жизни человека. Гуманизм в пор Возрождения составлял целый комплекс морально-философских представлений. Воспитание, образование человека, на мысль ренессансных гуманистов, должны были базироваться на изучении истории, морали, филологии, т.е. наук, которые изучали духовные достижения человечества. Гуманисты отстаивали самоценность человеческой личности и считали противоестественным оценивать человека за ее происхождением или богатством, расовой принадлежностью или религиозными убеждениями.

Гуманисты времен Возрождение были личностями многогранными, наделенными многими талантами. Рафаэль прославился не только как художник, но и как архитектор. Леонардо да Винчи был художником, архитектором, скульптором, выдающимся ученым и непересекающимся поэтом. Скульптурное и живописное произведения, а также замечательные стихи оставил потомкам Микеланджело Буонарроти.

Среди тех нетленных ценностей, которые пор Возрождения завещали человечеству, видное место принадлежит литературе и искусству. В этих областях пор взлелеяли таких великанов, как Петрарка, Рабле, Сервантес, Шекспир.

Бушующий расцвет литературы в значительной мере связан с особым отношением к античному наследству. Даже самое название эпохи - Возрождение - отбивает стремление «возродить» и воссоздать культурные ценности античности.

Италия была первой страной, где сложилась классическая литература Ренесанса, которая имела значительное влияние на другие европейские страны. Данте заложил основания для развития литературного итальянского языка, а его «Божественная комедия» раскрыла безграничные возможности творческой личности. Ф. Петрарка, Д. Боккаччо завершили дело, которое начал Данте. Именно благодаря их творчеству утвердило гуманистическое мировоззрение в литературе.

Это мировоззрение побуждало по-новому оценить все достижения культуры, в частности и религию. В ХVI ст. в большинстве стран Европы началась Реформация - массовое религиозное и общественно-политическое движение, направленное на реформирование церкви. Вдоль столетий большинство народов Западной, Центральной и Северной Европы объединялись под духовным руководством Папы Римского, а движение Реформации привело к замене единой католической церкви многочисленными национальными церквами, которые нередко были зависимыми от светской власти. Укрепление национальных церквей оказывало содействие росту национального сознания народов Европы, а перевод Библии национальными языками, необходимость ее изучения оказывали содействие повышению культурного и образовательного уровня: приоткрывались новые церковные школы, университеты. Но реформация происходила в отчаянных религиозных войнах, где гибнули сотни тысяч людей.

Вывод. Движение Возрождения прежде всего имел влияние на духовную жизнь Европы. Но следствия этого влияния оказались в духовной и материальной культуре всех народов мира, поскольку именно ренессансный дух дал возможность европейцам вдоль продолжительного времени возглавлять мировой культурный процесс. В искусстве гуманистические идеалы оказались через изображение гармонических людей и гармонической среды. Но глубокий разрыв между гуманистическим идеалом и действительностью не давал надежды на его исполнение по крайней мере в пределах конкретных исторических пор. Творчество Рабле, Шекспира, Сервантеса ярко проявила это несоответствие. На смену Возрождению шла новая культурная эпоха XVII столетие.

Опорные понятия: гуманизм, античное наследство, национальное язык, новый картина мира, достижение науки, развитие политической мысли.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: