Школьные сочинения по украинской литературе > Сочинения по творчеству Нечуй-Левицкого и Павла Тычины > П. Тычина. «Открывайте двери…». Художественное воспроизведение национально-освободительного Пробуждения народа


     
  • П. Тычина. «Открывайте двери…». Художественное воспроизведение национально-освободительного Пробуждения народа

    Цель:   раскрыть трагические последствия революционных событий 1917-1918 гг. на Украине, глубокое осознание реальности и драматизма своей эпохи П. Тычиной; совершенствовать умение и навыки идейно-художественного анализа лирических произведений, описания картин; развивать творческое мышление, культуру образного видения, воспитывать чувство уважения к своей земле и истории.

    Тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: портрет П. Тычины, репродукция картины В. Павлищука «Отчаяние».

    Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности учеников.

    Актуализация опорных знаний.

    1. В отрывке поэзии П. Тычины «Арфами, арфами...».

    • Арфами, арфами -
    • Золотыми, гласными отозвались рощи
    • Самозвонными:
    • Идет весна
    • Душистая
    • Цветами-Жемчугом
    • Украшенная, -
    • использованы художественные средства:
    • А. Моно рифма
    • Б.  синекдоха
    • В.  метафора
    • Г.   неологизм
    • Д.  оксиморон
    • Е.   эпитет
    • Ё.  инверсия.

    2. Продолжите мысль: «1918 год стал поворотным пунктом в художественной судьбе Павла Тычины»...

    Восприятие и усвоение  учебного материала.

    1.         Просмотр отрывков из киноленты «Красный Ренессанс».

    (Желательно урок провести в компьютерном классе и пересмотреть фильм с помощью сети Интернет).

    О фильме.

    За период 30-х гг. ХХ ст. украинская культура пережила свое становление, расцвет и трагический финал. Трехсерийная документальная картина рассказывает о судьбах В. Сосюры, П. Тычины, Н. Волнового, Леся Курбаса, Н. Кулиша и А. Довженко. В фильме использованы хроники того времени, авторы картины побывали на местах, где развивались события этой пасмурной для Украины эпохи, и в многочисленных музеях, которые сохранили материалы, бумаги и свидетельства тех лет.

    2.         Выразительное чтение стиха «Открывайте двери...».

    3.         Беседа с учениками.

    •          Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения стиха?

    •          Назовите зрительные образы произведения, очертите его цветную гамму.

    •          Опишите ярчайший образ вашей мысленной иллюстрации к этому стиху.

    •          Какое музыкальное произведение можно подобрать для мелодекламации поэзии? Выбор аргументируйте.

    4.         Литературоведческая студия.

    Один из первых рецензентов «Солнечных кларнетов» Андрей Никовский так проинтерпретировал «Открытые двери»: «этот стих единственный во всей нашей современной поэзии дал неслыханно резкую и гениально пластическую картину нашей украинской революции. Эффект этого стиха основан на церковной реминисценции, на эффекте того момента, когда невеста входит, люди поворачиваются к дверям. В церкви сумерки, тихо отворяются двери, - хор дрожит... в церковь вливается свет, гул, в квадрате дверей горит голубизна неба, и в центре внимания молодая, ясная невеста, белая голубка.

    Павел Тычина воспользовался тем глубоким эффектом, который происходит от разрушения обычного упоминания: он в самой высокой степени ломает обычную ассоциацию вместо ясного образа... дает страшный образ черного ливня, дикой бури...

    Наилучший стих нашей поэзии об украинском возрождении, о первых наших ясных ожиданиях и чувстве национального счастья и дальних социальных и политических бурях, анархии, крови».

    Справка. Реминисценции (в поэтическом и музыкальном произведениях) - черты, которые навевают воспоминания о другом произведении.

    8. Работа с репродукцией картины В. Павлищука «Отчаяние».

    •          Какое впечатление производит картина?

    •          Кто изображен на ней?

    •          Почему, по вашему мнению, автор дал картине такое название?

    •          Очертите гамму цветов. Как она помогает выразить идею художественного полотна?

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Выразительное чтение стихов И. Гнатюка, Г. Петренко о судьбе Украины

    Созвучны ли идеи стихотворных произведений П. Тычины, И. Гнатюка, Г. Петренко с мыслями, настроениями, которые вызвала у вас картина В. Павлищука?

    «Тише, ветра! Тише, буйные!..»

    • Тише, ветра! Тише, буйные!
    • В лугу не гудите!
    • Мое горе легло спать,
    • Так не будите.
    • Ох, заснуло оно в сердце,
    • Как в норе гадюка;
    • Будто легче мне стало,
    • Будто меньше мучение.
    • Тише, ветра! Тише буйные!
    • Горя не будите!
    • Дайте мне, молодому,
    • Хоть на время отдохнуть!
    • Так как то горе бесконечное,
    • Слышу, сердечко от него
    • В крови закипело.
    • Что же то горе колыхало,
    • От чего заснуло?
    • Наверное, милая чернобровая К сердцу прижала?
    • Сей ласки я не знаю, И не люблюсь:
    • Когда тяжело мне станет, К дубу прижимаюсь!
    • Мое горе, мое злое Вздохи колыхали;
    • Слезы, песни жалостливые Его усыпляли.
    • Уморили мое горе
    • Не шутки девичьи:
    • Ох, Выбили его из силы
    • Бессонные ночи.
    • Тише же, ветра, не гудите,
    • Пусть ему спится!
    • Мучение мне, как проснется:
    • Душа разболеется!
    • Ой, загудели буйные ветра,
    • Наклонились лозы:
    • Слышу, где же мои слезы?
    • (Г. Петренко)

     

    • Наболелся думами и словом,
    • Ссадинами души и мозолей,
    • Как не бился с бедствием стоголовым,
    • Но еще живу - не отоболел.
    • Еще в угаре человеческого безголовья
    • Хрипну от крика - навзрыд, как немой, -
    • Нет, душой еще не отболел я,
    • Не смирился с приговором «Аминь».
    • Еще не отрекся от боли, хотя каминно
    • Челюсти обезболивают его, -
    • Им же я врастаю в Украину
    • С кляпом в горле стона своего.
    • И, не став перекати-полем,
    • Перейдя в землю или в траву,
    • Оживу небеленой болью,
    • В болевом слове оживу.
    • (И. Гнатюк).

    2.         Слово учителя.

    Горечь обмана, образ растерзанной Украины возникает в произведениях П. Тычины 1918-1919 гг. Поэт, как много его современников, оказался на распутье. С одной стороны, П. Тычина верил, что революция принесет украинцам социальное, национальное и духовное освобождения:

    • Вставай, кто сердцем кудрявый!
    • Новая республика, гряди!
    • С другой, поэт сознает:
    • Не будет никогда рая
    • В этом кровавом крае...

    Обостренное восприятие окружающего предчувствия беды, жгучая боль за Украину рождают строки:

    • Кто же тебе изготовил это кровавое время?
    • Кто же так люто бросил нас?
    • А трагедия на Украине тем временем разгоралась...

    3.         Поэтическая минута памяти.

    Заранее подготовленный ученик читает «Хвала поэту» М. Стельмаха.

    V. Домашняя задача.

    Составить электронные презентации жизнеописания П. Тычины, его произведений.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: П. Тычина. «Открывайте двери…». Художественное воспроизведение национально-освободительного Пробуждения народа, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.