Сочинения по русской литературе > Авторские сочинения по творчеству А. С. Пушкина > Переосмысление Онегинского типа (его трагедийная интерпретация)


     
  • Переосмысление Онегинского типа (его трагедийная интерпретация)

    Известно, что Пушкин собирался в конце 1820- х годов перенести действие романа в последекабристские годы и, как раньше, идти за своими героями, оставаясь их современником. При аналитическом комментарии в окончательном тексте романа проявляются некоторые реалии этой новой исторической эпохи. И все-таки действие романа уже в болдинской редакции 1830 года (в составе девяти глав) обрывалось весной 1825 года. Тем самым фабула хронологически отставала от сюжета: автор оценивал события уже из будущего, обогащенного новым историческим опытом, который не был еще пережит его героями. И важнейшей приметой этой новой точки зрения, которое определяет лиризм последних глав, было изменение авторского отношения к главному герою. В начале романа ему предоставлены антиромантические черты; разочарованность его объяснена не как проявление фатального демонизма, а как пресыщенность светского человека. Но уже в седьмой главе, знакомя читателя с обстановкой Онегинского кабинета, с окружением Онегина, с его маргиналиями, Татьяна приравнивает его самого к героям его книг:

    • В которых отразился век
    • И современный человек
    • Изображен с его безнравственной душой,
    • Себялюбивой и сухой,
    • Мечтанью преданной безмерно,
    • С его озлобленным умом,
    • Кипящим в действии пустом.

    Автор оставляет без ответа вопросы-утверждения Татьяны относительно Онегина: «Иль не пародия он?», а в заключительной главе снова изображает героя в романтическом ореоле, но без бывшей иронии:

    • Но это кто в толпе избранной
    • Стоит безмолвный и туманный?
    • Для всех он кажется чужим...

    и следующие шесть строф посвящает своеобразной апологии Евгения. Все черты его духовного лица, которые при этом отмечаются, не новые для читателя (о них можно было догадаться и по первым разделам), но здесь важно другое: в психологической отчужденности героя от мира автор словно предусматривает какую-то неординарную перспективу для Онегина.

    Роман был завершен Пушкиным в 1831 году, когда была выстроена новая композиция заключительной главы и всего произведения (в составе восьми глав). Более лаконичными, но и более лирическими становятся теперь первые строфы, посвященные царскосельским юношеским впечатлениям. Из «Путешествия Онегина» сюда переносятся четыре строфы, которые содержат сочувственное противопоставление Онегина «обычному» светскому человеку и сближение Онегина с Чацким («Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал»). В Царском Селе дописано несколько строф... и среди них строфа XXXVII:

    • То видит он врагов забвенных,
    • Клеветников, и трусов злых,
    • И рой изменниц молодых,
    • И круг товарищей презренных,
    • То сельский дом - и у окна
    • Сидит она... и все она!..

    Строфа эта предупреждала несправедливость следующих обвинений, которые звучат из уст Татьяны,- в ранней редакции главы (где не было строк, процитированных выше) ничто не мешало признать их целиком обоснованными:

    • Зачем у вас я на примете?
    • Не потому ль, что в высшем свете
    • Теперь явиться я должна;
    • Что я богата и знатна...

    На самом деле (но только в окончательной редакции главы) Онегин уже далекий от светской суеты и готов, подобно героине, отдать «все это отрепье маскарада» за «бедное жилье».

    Написанное 5 октября 1831 года «Письмо Онегина к Татьяне» подчеркнуло зеркальную композицию романа, что в определенной мере сглаживало несоизмеримость двух его частей. Он ничего не добавлял к психологической характеристике героя и сначала не казался необходимым автору романа, поскольку о его содержании мы получаем почти исчерпывающее представление из следующего ответа Татьяны. Однако необходимо сделать ударение на содержательной роли письма Онегина. Дело в том, что Онегин (в новой редакции главы) заранее предвидит ответ Татьяны:

    • «Боюсь, в мольбе моей смиренной
    • Увидит ваш суровый взор
    • Затеи хитрости презренной,
    • И слышу гневный ваш укор».

    Тем самым в заключительных строфах романа мы целиком можем оценить не только предубежденную несправедливость обвинений героини, но и настолько, казалось бы, несвойственные Онегину нерассудительность, отчаянность его поведения. По-своему, в психологическом плане самоотверженная любовь Онегина к Татьяне - это героический шаг. Значит, Онегин совсем не умер духовно: он способен довериться живому чувству, переступить нормы света (его поведение при получении вызова на дуэль от Ленского). Это служит ручательством не исчерпанности его судьбы.

    Фабула романа обрывается весной 1825 года. Не забудем, что, мысленно продолжая судьбу Онегина, Пушкин допускал, что он способен на героическую гибель («должен был или погибнуть на Кавказе, или оказаться среди декабристов»). С другой стороны, Татьяна также психологически готова к такому подвигу русской женщины, который станет ярчайшей страницей в общественной жизни первых лет николаевского царствования.

    Переосмысление Онегинского типа (его трагедийная интерпретация) связанная с историческим опытом автора романа, которые обусловили новое восприятие пережитой эпохи. Духовно Онегин, как это стало понятно лишь теперь, на границе нового десятилетия, принадлежал к лучшим людям поколения 1820- х годов, к которым теперь автор уже не может относиться с иронией, пусть даже сочувственной.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Переосмысление Онегинского типа (его трагедийная интерпретация), тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.