Школьные сочинения по украинской литературе > Авторские сочинения по произведениям О. Т. Гончара > Песни литературного происхождения. («Еще не умерла Украина» П.Чубинского, М. Вербицкого)


     
  • Песни литературного происхождения. («Еще не умерла Украина» П.Чубинского, М. Вербицкого)

    Цель: ознакомить учеников с особенностями песен литературного происхождения, их авторами; проанализировать песню-гимн, обратив внимание на историю создания этого произведения и его назначение; развивать умение выразительно и вдумчиво читать песни, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; формировать кругозор, мировоззрение; прививать чувство уважения к государственной символике, песне-гимну родному краю, уважение к художникам слова; воспитывать пунктуальность, любовь к Родине, народу, его традициям.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет П. Чубинского, разновидности записей гимнов в музыкальном сопровождении, государственная символика, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Как сочинять песни? Кто были их авторы?

    • Можем ли мы определить настроение человека по песне, которую он поет? Докажите это, ссылаясь на собственный опыт.

    • Какое значение имеет колыбельная песня для ребенка?

    • Свидетельствует ли песня о культурном уровне народа? Обоснуйте собственные соображения.

    • Для чего государству нужен гимн? Что он символизирует?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    Своим происхождением и сутью своей песня является искусством общенародным;

    независимо от того, авторская или анонимная, она ориентирована на массовое восприятие и усвоение.

    И. Франко.

    2. Теория литературы.

    Гимн - с греческого языка означает «торжественная песня».

    Такие песни впервые выполнялись в Древней Греции как хвала в честь богов и героев. В странах Западной Европы до XIX ст. - духовная строфическая песня. Традиция распространилась по миру. Их начали выполнять во время спортивных соревнований, разнообразных праздников, официальных приемов.

    4. Обработка произведения П. Чубинского «Еще не умерла Украина».

    4.1. Заслушивание текста произведения в музыкальном сопровождении М. Вербицкого (запись).

    4.2. Выразительное чтение учениками гимна.

    4.3. История написания песни-гимна.

    В 1862 году на мотив освободительного гимна «Сербия свободная» П. Чубинский написал слова «Еще не умерла Украина». Крамольное для России, произведение было напечатано в львовской «Цели» (1863), как будто Шевченко.

    До 1917 года этот национальный гимн на Украине преследовался; был строго запрещен и в советские времена.

    Павел Чубинский был членом киевской организации «Старая община», куда входила национально сознательная патриотичная интеллигенция. На ее собрании впервые и прозвучала песня-гимн «Еще не умерла Украина». В 1918 г. она выполнялась уже как государственный гимн Украинской Народной Республики, которая просуществовала тогда недолго. Карпатская Украина как самостоятельное государство также в 1939 году признало ее своим гимном. В советские времена эта песня была запрещенной. Однако украинцы ее помнили и часто выполняли тайно, с большой надеждой на возрождение самостоятельности своего государства. И такое время настало. Украина стала независимым государством и снова своим национальным гимном взяла песню на слова П. Чубинского. Теперь она звучит на мелодию композитора из Галиции Михаила Вербицкого. Первоначальный текст песни переделывался автором несколько раз, поэтому современный вариант отличается от него.

    4.4. Тема: воспроизведение стремления украинцев жить в воле; старание бороться с любым врагом, защищая родной край.

    4.5. Идея: вера защитников родной земли в неминуемую победу над врагом, целеустремленность украинцев в доказывании, что они казацкого рода.

    4.6. Основная мысль: только тот народ может победить врага, преодолеть любые трудности, который имеет силу, мужество, выдержку, взаимопомощь, веру в достижении своей цели, готовый ради этого пожертвовать своей жизнью.

    4.7. Жанр: гражданская лирика, песня-гимн.

    4.8. Художественные особенности произведения:

    • обращение: «братья украинцы», «братья»;

    • метафоры: «улыбнется судьба», «Черное море улыбнется», «Днепр обрадуется», «долюшка доспеет»;

    • сравнение: «сгинут... вороженьки, как роса на солнце»;

    • повторение: «братья», «воля», «судьба, долюшка».

    4.9. Анализ произведения с вопросами:

    • Почему борцы за Украину уверены в святой победе?

    • Прокомментируйте, как понять слова из произведения: «Погибнут наши вороженьки, как роса на солнце»?

    • Что необходимо сделать для того, чтобы враг не смог поработить родной край?

    • Какие страдания испытала Украина на протяжении истории? Кто ее порабощал?

    • Назовите известных вам отважных предводителей в борьбе за волю родного края. (Б. Хмельницкий, И. Богун, С. Наливайко...).

    • Какие черты характера присущи защитникам родного края? (Мужество, стойкость, настойчивость, терпимость, свободолюбие, целеустремленность).

    • А чем мы можем быть полезными для нашей страны?

    • Давайте вспомним, кто такие казаки? Что вам известно о них?

    • Почему Украина прославлялась этими мужественными борцами за ее волю?

    • Чем Украина привлекала разнообразных врагов, которые на протяжении всей истории старались ее пленить?

    • Как названы украинцы в произведении? (Братья) Почему?

    • Почему, читая это произведение, мы волнуемся и в то же время гордимся им?

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Решение тестовых задач.

    1. Украина не умерла, поэтому и живыми есть:

    а) надежда и любовь; б) слава и воля; в) радость и счастье.

    2. Кого в произведении названо братьями?

    а) Украинцев; б) всех славян; в) россиян.

    3. Художественное средство фразы «улыбнется воля» называется: а) эпитетом; б) метафорой; в) аллегорией.

    4. «Сгинут наши вороженьки, как ...»:

    а) сгорят спички; б) роса на солнце; в) снег в солнечную погоду.

    5. Какая река упоминается в песне-гимне? а) Каяла; б) Ока; в) Дон.

    6. За что необходимо бороться народу? а) За собственное имущество; б) волю; в) радость.

    7. Какое море еще может «улыбнуться» борцам за Украину? а) Азовское; б) Белое; в) Черное.

    8. Что отдадут защитники родной земли за свою свободу? а) здоровье и деньги; б) душу и тело; в) ум и мудрость.

    9. Слова гимна положены на музыку:

    а) Н. Лысенко; б) О. Билашем; в) М. Вербицким.

    10. Песни литературного происхождения, кроме устного перенимания, распространяются через рукописные сборники, которые дошли к нам: а) с XVIII; б) XVII; в) XX ст.

    11. Текст национального гимна нашего государства, за основу которого взят стих

    П. Чубинского «Еще не умерла Украина», был утвержден Верховной Радой Украины:

    а) 2000 г.; б) 2001 г.; в) 2003г.

    12. Гимн - с греческого языка означает:

    а) «главнейшее произведение»; б) «торжественная песня»; в) «пафосная церемония».

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    2. Работа на карточках.

    Карточка № 1.

    1. Прокомментируйте особенности названия гимна. Личные мысли, наблюдения обоснуйте.

    2. С какой целью, по вашему мнению, автор в произведении обращается к братьям? Отвечая, ссылайтесь на текст произведения.

    3. Песня на слова П. Чубинского «Еще не умерла Украина» написана:

    а) в 1939 г.; б) 1862 г.; в) 1884 г.

    Карточка № 2.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Песни литературного происхождения. («Еще не умерла Украина» П.Чубинского, М. Вербицкого), тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.