Певец родной природы. Размышления по поэзии А. А. Фета

  

Афанасий Афанасьевич Фет - один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», - писал о нем П. И. Чайковский. На слова Фета написано множество романсов: «Сад весь в цвету» Аренского, «Свеж и душист твой роскошный венок» Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» Танеева, «Я тебе ничего не скажу» Чайковского, «В молчанье ночи тайной» Рахманинова. Не менее поэтична и музыкальна пейзажная лирика А. А. Фета. Поэт любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее. Стихи о природе объединены поэтом в отдельные циклы соответственно временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Лирика Фета - это вселенная красоты, три основные составляющие которой - природа, любовь и песня. Природа занимает в его творчестве важнейшее место, что отражается даже в названиях большинства его стихотворных циклов. Особый цикл посвящен морю. Явления природы поэт олицетворяет, воспринимает их как одушевленные существа, благодаря чему пейзажи всегда овеяны определенным настроением:

  • Цвет садовый дышит
  • Яблонью, черешней
  • Истерзался песней
  • Соловей без розы,
  • Плачет старый камень,
  • В пруд роняя слезы...

Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира, природы и любовь. В его стихотворениях нет ничего, кроме нежных движений человеческой души:

  • В моем саду, в тени густых ветвей
  • Поет в ночи влюбленный соловей.

Поэта можно назвать певцом природы и любви, в его стихах есть все, что должнобыть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». У Фета все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:

  • В небесах летают тучи,
  • На листах сверкают слезы,
  • До росы шипки грустили,
  • А теперь смеются розы.

Природность, естественность - главное завоевание лирики Фета. Очеловеченность природы сочетается у поэта с природностью человека. Природа в своей очеловеченности (цветы спят) сливается с природной жизнью человека (сердце цветет):

  • Целый день спят ночные цветы,
  • Но лишь солнце за рощу зайдет
  • Раскрываются тихо листы
  • И я слышу, как сердце цветет.

В лирических пейзажах Фета воспроизводится природа средней русской полосы - это лучшие образцы русской и мировой лирики: «Я жду... Соловьиное эхо...», «Уж верба вся пушистая...», «Летний вечер тих и ясен...», «Уснуло озеро; безмолвенчерныйлес...», «Еще весна. Как будто неземной...», « Весенние мысли », « Степь вечером », «Пчелы». В пейзажах Фета часто совсем стирается грань между переживанием и изображением природы, которая очеловечивается и становится отражением души поэта:

  • Какая ночь! Все звезды до единой
  • Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
  • И в воздухе за песнью соловьиной
  • Разносится тревога и любовь.

Под пером Фета природа оживает, у него «робко месяц смотрит в очи, изумлен, что день не минул», «смежает небо огнедышащее око...», «цветы глядят с тоской влюбленной, безгранично чисты, как весна», «плачет старый камень, в пруд роняя слезы». Его пейзажи, их изобразительная конкретность, одушевленная светлым лиризмом, нашли дальнейшее развитие в поэзии и прозе - у Тургенева, Чехова, Надсона, Апухтина, Блока.

Фет - романтик, он идеализирует природу. Чем сильнее захватывает его эстетическое восприятие природы, тем дальше он уходит от реальности. Целым ожерельем романтических метафор характеризуется, например, восприятие цвета героем автобиографического рассказа-очерка «Кактус»: «Очень похоже на подсолнух», - равнодушно сказала девица и отошла от цветка. Молодой человек пришел в ужас: «...Да... ведь это храм любви!» В фетовском изображении природы пейзажным картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическое звучание:

  • Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть! -
  • То кулик простонал или сыч.
  • Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть,
  • И далекий неведомый клич.
  • Точно грезы больные бессонных ночей
  • В этом плачущем звуке слиты...

В более поздних стихотворениях Фет все дальше уходит в природу, у поэта все больше сопоставлений, параллелей с жизнью человека. Картины природы нередко превращаются в аллегории, но это ощущение неделимой, цельной жизни природы всегда сохраняется как идеал, как высшая мудрость:

  • Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений.
  • Только закат будет долго чуть зримо гореть;
  • О, если бы небо судило без тяжких томлений
  • Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!..

Поэзия для Фета - высший род художества, она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как настоящий поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и пластическими формами. У многих поэтов можно заметить преобладание одного из этих элементов, у Фета поэзия и живописна, и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:

  • Смотри, красавица, - на матовом фарфоре
  • Румяный русский плод и южный виноград.
  • Как ярко яблоко на лиственном узоре!
  • Как влагой ягоды на солнышке горят.

Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают, они безупречны. Но безупречность эта тепла и полна скрытой жизни:

  • Уснули метели
  • С печальной зимой,
  • Грачи прилетели.
  • Пахнуло весной.

Даже запись в альбом, поэтический пустяк, Фет превращает в эстетическое событие:

  • Среди фиалок в царстве роз
  • Примите искренний поклон...

Фетовские леса « благоуханны », тропинки «желты», растения поэт наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», и

  • На природе с каждой каплей
  • Зеленеет вся одежда,
  • В небе радуга сияет.
  • Для души горит надежда.

Фет « никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . Он рассматривал художественное творчество как единственное убежище « от всяческих скорбей, в том числе и гражданских », и стремился противопоставить искусство действительности. Литературные принципы Фета тесно связаны с его общим мировоззрением, с его жизнью. Фет уходил в природу и в любовь, но для того, чтобы он «нашел» там что-то, должны были сложиться объективные исторические и социальные причины. Он искал красоту, свободу, цельность, гармонию и находил их. Фет - поэт природы в более широком смысле, чем просто лирик-пейзажист. Сама природа в лирике Фета социально обусловлена, и не только потому, что поэт отгораживался от жизни во всей ее полноте, уходя в природу. Фет более, чем кто-либо, выразил в русской лирике свободное отношение к природе.

Следуя Жуковскому, поэт широко использовал в своей поэзии принципы интонационно-мелодического построения стихотворения. Поэтому в его стихотворениях часты песенно-романсные повторения, нарушения последовательности в развитии темы, ослабленность связи между предложениями: «Шепот, робкое дыханье», «Буря на небе вечернем».

Музыкальности Фет достигает звуковой организацией стихотворения, его ритмом и интонацией, соответствующими лирическому настроению. Но при всей выразительности и новаторстве на пейзажной лирике Фета отразилась ограниченность его эстетической позиции - в его пейзажах природа лишена связи с трудовой деятельностью человека, с его социальным самосознанием и всегда дается всего лишь как объект эстетических переживаний и лирического восторга. Фет был далек от передовых взглядов, но порой он творчески преодолевал ограниченность своего мировоззрения, открыв для поэзии новые средства изображения душевного мира* обогатив русскую литературу лирическими картинами природы, мелодичностью и ритмическим разнообразием стиха. При всем различии стихотворений Фета они похожи в том, что, по мысли и внутреннему чувству поэта, все значение поэзии - в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем прекрасное - нравственное и доброе.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: