Письменное контрольное произведение по изученной теме «Творчество М. Булгакова, Рильке, Г. Аполлинера, Ф. Гарсия Лорки»

  

Цель: повторить, обобщить изученное; развивать связную письменную речь учеников, умение выделять главное и детали, высказывать свои мысли, анализируя художественные произведения, обосновывать собственные утверждения; воспитывать наилучшие человеческие качества.

Оборудование: художественные тексты.

тип урока: развитие связной речи, контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

Ход урока

I.             Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности учеников.

II.            Основное содержание работы.

1.             Комментарий-инструктаж учителя к написанию произведений по выбору (или по вариантам).

2.             Выбор тем.

Ориентировочный список тем.

•              «Открытие булгаковского мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”»;

•              «Поиски истины и справедливости героями романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”»;

•              «Творчество и любовь в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”»;

•              «Моральная ответственность человека за свои поступки в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”»;

«Чем меня поразило произведение М. Булгакова “Мастер и Маргарита”»;

«Мои любимые стихи (образы из поэзии) Г. Аполлинера»;

«Художественные открытия Г. Аполлинера»;

«Мое восприятие поэзии Рильке (Ф. Гарсия Лорки)»;

«Диалог с поэтом... (лирическим героем...). Создание собственной калиграммы».

3. Написание произведения, эпиграфы к произведениям.

Наиболее печальная радость – быть поэтом. Остальное не учитывается. Даже смерть.

Ф. Гарсия Лорка

Искренняя поэзия - это любовь, мужество и жертвенность.

Ф. Гарсия Лорка

Пусть властвует между людьми любовное общение, пусть объединяет их замечательная цепочка духовного общения, так как к этому стремятся слово и все искусства.

Ф. Гарсия Лорка

Потуши мое зрение - я все же тебя найду,

Запри мой слух - я все же тебя услышу,

Я и без ног к тебе приду,

Без уст тебе обет скажу.

Р. Г. Рильке

Образец калиграммы

Рыбка счастья моя золотая

Счастье языков рыбка такая золотая;

Захочешь много - есть риск утратить все; мало мечтаешь - жизнь неинтересная, печальная... Где она, золотая середина - Иронически-лукавая рыбина? - Хочешь быть счастливым - так будь, - говорит она.

Образец сочинения

Стихи Г. Аполлинера, которые  пеня поразили

Творчество Г. Аполлинера является одним из наиболее значительных и самых характерных явлений поэтического восприятия противоречивой действительности ХХ ст.

Осмысление трагедии войны отобразилось в сборнике «Калиграммы. Стихи мира и Войны», который вышел из печати в 1918 году. Он делится на две части: в первую вошли поэзии, написанные Аполлинером в 1913 и в первой половине 1914 года, во вторую - фронтовые поэзии. Посвящен сборник памяти друга поэта, литератора Рене Делиза, который погиб на фронте. Название сборника связано с экспериментами в области поэтической формы. Часть стихов имеет вид «лирических идеограмм», или калиграмм, т.е. они написаны так, что их текст создает своеобразный рисунок (дом, звезду, линии дождя и т.п.). В «Калиграммах» поэт осуждает войну, но антивоенной тематикой их значение не исчерпывается. Г. Аполлинер поднимает важные проблемы духовного и исторического бытия человечества, много и смело экспериментирует, добиваясь «непосредственного выражения». Так появляются его «поэзии-разговоры», «поэзии-репортажи», для которых «строительным материалом» служили факты, фрагменты «непосредственной действительности», из которых монтируются произведения «Улица Кристин», «Облачный призрак» и прочие.

Тем не менее, сборник был не просто экспериментаторством, а прежде всего - стремлением воссоздать сложный «поток жизни», в котором связи разрываются и вместе с тем все фрагменты соединены невидимой цепью, познать который призвана поэзия. Для Аполлинера человек, вопреки всем его ошибкам и ошибочным иллюзиям, всегда остается властителем мира, который ведет постоянную борьбу за жизнь на границе света и тьмы, мира и войны, высокого и будничного.

Поэзия Г. Аполлинера, которая оказала на меня наибольшее впечатление,- «Зарезанная голубка и фонтан». Расположением букв неодинакового размера и разными направлениями строк она образовывает очертания голубки над струями фонтана, который символизирует вечный плач за теми, кто погиб на войне.

Этот образ навеял поэту известный рисунок П. Пикассо голубки - символа мира.

Войну поэт воспринял как страшную трагедию, но трагедию почти неминуемую, неумолимую, как Страшный суд. Мир будто раскололся на две половины: с одной стороны - люди, естественная жизнь, с другой - страдание, кровь, смерть. По принципу антитезы и построена поэзия «Зарезанная голубка и фонтан». Калиграмма создана в форме обращения ко всем современникам, которых раскинула война по миру или забрала смерть. Поэт не употребляет таких громких слов, как «человечество», «современники». Наоборот, обращение его имеет сугубо личностный, даже личный характер:

В фигуре убитые дорогие

О, дорогие расцветшие губы

Мие Мари Этто Лори Анны и ты Мария

Где вы девушки Я вас спрашиваю

В этом перечне имен и личное содержание, и поэтическое. Каждый человек на свете неповторимый, смерть каждого человека - трагедия, потеря этого мира. Во время войны павших считают сотнями, тысячами, всех имен не пересчитать. Но так относятся к людям те, кто разжег войну. Поэту близки все люди, он помнит и живых, и мертвых. У каждого из них есть имя, а все вместе они - современники поэта. Антитеза «убитые - расцветшие» подчеркивает антигуманный характер войны. Риторический вопрос остается без ответа.

Глубокого философского содержания приобретает и образ фонтана: это символ скорби, оплакивания всех павших. Как не вытечет вода из фонтана, так не угомонить поэту душевной тоски, сожаления, ведь война на преждевременно забрала молодых и дорогих. Но в последних строках стиха объединяются глубокий трагизм и вера в возможность спасения человечества, возникает образ раненного, но не убитого солнца, багряного горизонта, который может символизировать новую звезду мира:

Душа растравляется из непокоя

И фонтан со мной

А как они еще живые

Где-то бьются на Северном фронте

Там олеандры все в крови

И солнце ранено в траве

На багрянистом горизонте

Мне кажется, что только такие стихи, которые дают представление о конкретном зле, «войне в лицах», могут пробудить в душах людей отвращение ко всякому насилию и несправедливости, стремлению к миру и согласию. Эта же поэзия еще и захватывает своей непривычной, оригинальной формой, поэтичностью и задушевностью.

III. Итоги урока

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: