Поэтический сборник «Завядшая листва»

  

Цель:         ученики должны уметь анализировать поэзии, определить литературные и фольклорные начала, объяснить образы-символы; воспитывать у учеников осознание того, что любовь – самое большое из человеческих чувств, которое необходимо беречь и ценить; развивать у учеников артистичные способности, творческое воображение, фантазию.

Тип урока:     урок-инсценировка.

Оборудование: тексты произведений И. Франко; иллюстративный материал; портреты женщин, в которых был влюблен И. Франко; книги: Р. Горак «Трижды мне являлась любовь»; М. Рошкевич «Такую уж Бог судьбу судил»; П. Колесник «Терн на пути»; костюмы для инсценировки.

Это такие легкие, нежные стихи, с такой широкой гаммой чувств

и понимания души человеческой, что, читая их, не знаешь, кому отдать преимущество:

или поэту борьбы, или поэту - лирику, певцу любви и настроений.

М. Коцюбинский.

 

Ход урока.

І. Выяснение эмоциональной готовности учеников к уроку. «Цветной дневник» настроения.

На столах подготовлены полоски разных цветов; ученик выбирает цвет, который отвечает его настроению. Для справки:

 

Цвет

расположение духа

Красный Увлечение
Оранжевый Радостный
Желтый Приятный
Зеленый Спокойный
Синий Печальный
Фиолетовый Тревожный
Черный Скука

ІІ. Мотивация обучения.

1.   Слово учителя.

Если духовную жизнь народа сравнить с богатой, развесистой кроной, то фигура Великого Каменщика - это крепкий ствол, который более сорока лет держал на себе эту крону на границе двух столетий - XIX и XX.

Но путь тот не был устелен цветами...

По этому поводу приходит в голову воспоминание Северины Кабаровской.

2.   Инсценировка рассказа (диалог в выполнении учеников).

Юбилейный 1913 год. Иван Франко задержался дольше перед большим терновым венком с кистями белых мальв и красными лентами, на которых яснела золотая надпись...

—От кого этот венок? - спросил.

—От женщин ходоровской земли.

—Почему же тернистый? - улыбнулся будто.

—Так как терновая ваша слава.

—А красные ленты?

—Это красная кровавая тропа, которая идет через вашу тернистую жизнь.

—Золотые же буквы на ней?

—Это уже следы вашей высокожертвенной сорокалетней деятельности.

—А эта кисть белых мальв?

—Это кисть ясных минут в вашей жизни, высокодостойный юбиляр! Взглянул на меня быстро и пытливо и тихо, и как-то болезненно сказал:

—  И столько их не было... но..,— добавил в момент какой-либо,— эта минута, которая длиться мне ныне, является одной из тех белых мальв...

 

Учитель. Открыть мир человеческих чувств и страданий И. Франко, минут тех белых мальв, стремления к личному счастью поможет нам его замечательный сборник любовных стихов «Завядшая листва».

Тяжело найти в мировой литературе более волнительный поэтический рассказ о страдании человеческой души, раненной жизненными несогласиями и несчастливой любовью, как сборник И. Франко.

3.   Музыкальная пауза.

Звучит романс А. Косанатольского на слова И. Франко «Ой ты, девушка, из ореха зерно».

4.   Слово учителя.

Язык любви звучит во все века, во все эпохи одинаково трепетно. Вспомните стихи поэтов на тему любви.

Ученики читают стихи Данте, Ф. Петрарки, А. Мицкевича (зарубежная литература).

  1. III.   Объявление темы, цели урока. 

IV. Изучение нового материала. 

1. Домашнее индивидуальное сообщение.

Ученик. На протяжении десяти лет И. Франко пишет целый ряд любовных поэзий, которые объединяет в поэтическую книгу «Завядшая листва». Поэт дает ей подзаголовок «Лирическая драма». Это словосочетание удостоверяет объединение в произведении элементов лирики и драмы. Объект изображения - внутренний, субъективный мир лирического героя, а не события во внешней среде. Поэтому усложняется композиция произведения: лирическая драма состоит из медитаций, эпизодов - видений, мечтаний, сновидений, которые возникают перед внутренним взглядом лирического героя.

Ведущий лейтмотив «Завядшей листвы» - неразделенная любовь. С ней связаны другие: тоски, грусти, пессимизма, страдания.

Лирическая драма - это внутренняя драма, которая разыгрывается в душе лирического героя. «Сие моего сердца драма»,- так определяет герой и состояние собственного душевного напряжения, и жанровую природу «Завядшей листвы».

Учитель. Первую часть своей лирической драмы «Завядшая листва» Франко поместил в сборнике «С вершин и низин», а в 1896 г. издал все три части отдельной книгой с предисловием, что якобы эти стихи он нашел в отеле, где закончил жизнь из-за неразделенной любви их автор. Современные исследователи творчества считают, что Франко подает в этом предисловии полуправду. Дело в том, что писательница Ульяна Кравченко (настоящие имя и фамилия - Юлия Шнайдер) прислала Франко  письма от юноши, который любил ее, но она отказалась выйти замуж, из-за чего влюбленный (двадцатилетний Супрун; вместе со Шнайдер учительствовали в бобрской школе на Львовщине) покончил жизнь самоубийством. Жизненную композицию автор «Завядшей листвы», а им, бесспорно, был Франко, в первом предисловии заканчивает словами героя Гете - Вертера, которые должны помнить самоубийцы: «Будь мужественным человеком и не иди моим следом».

Переиздавая «Завядшую листву» в 1911 году в Киеве, Франко пишет новое предисловие и признает свое авторство.

Современные исследователи придут к выводу, что в основу лирической драмы «Завядшая листва» легли собственные любовные переживания Франко во времена его юности и зрелости.

2.   Литературоведческое исследование.

Учитель дает задачу ученикам: определить композицию сборника «Завядшая листва» (ученики работают с учебником и хрестоматийным сборником «Все для школы. Украинская литература. 10 кл.» (выпуск 9, 2001).

Исследование учеников.

Лирическая драма И. Франко состоит из «трех жмутков», каждый из которых содержит 20 поэзий (первый имеет еще и эпилог). Сборник, итак, отмечается стройностью композиции. Кстати, как внешней, так и внутренней. Ведь каждый «жмуток», в сущности, является завершенным произведением, с перепадом чувств лирического героя. В каждом из них можем выделить какое-либо «начальное» внутреннее состояние героя, коллизии, т.е. развитие чувств и эмоций, самое драматичное их обострение (кульминацию) и спад (которого, впрочем, нет в третьем «жмутке»).

Почти весь второй «жмуток» стилизован под народную песню. В конце концов, много из этих поэзий стали песнями.

3.   Музыкальная пауза.

Звучат песни «Красная калина, чего в лугу гнешься?», «Чего являешься мне во сне?», «Как услышишь ночью край своего окна».

4. Проблемный вопрос.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: