Поиски «современной красоты», «добыча красоты из зла» в поэзии Ш. Бодлера

  

Филигранность поэтической техники, формальное совершенство и внушаемость стиха «Вечерняя гармония».

Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественные особенности, эстетичную привлекательность поэзии Бодлера; развивать навыки анализа поэтических произведений, работы с художественным словом; воспитывать интерес к поэтическому слову, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведений, переводы разных авторов.

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока

I.             Организационный момент.

II.            Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Большинство современников называли Бодлера аморальным, опасным богохульником, анархистом, полусумасшедшим. Поэт Теодор де Банвиль говорил о нем другое: «Если можно назвать человека приятным, то в наибольшей мере это касается Бодлера. Взгляд его преисполнен жизни и мысли... Когда я слушал его быстрый, изысканный язык, язык настоящего парижанина, мне казалось, что из глаз моих спадает пелена, что передо мною отворяется безграничный мир мечтаний, образов, идей, величественных пейзажей...». На чьей стороне правда - попробуем разобраться сегодня на уроке.

III.           Объявление темы и цели урока.

IV.           Актуализация опорных знаний.

1.             Рассказ учеников о поэте

2.             Объяснение понятий «неоромантизм», «символизм»

3.             Анализ поэзии Ш. Бодлера «Соответствия»

?             Объясните, почему это произведение называют «манифестом символизма».

4.             Творческая задача

?             Продолжите представленный в поэзии ряд «соответствий» (например, грозный запах морской стихии; сладкий, как мед, звук и др.).

V. Формирование умений и навыков.

1.             Выразительное чтение поэзии Ш. Бодлера «Гимн Красоте».

2.             Эвристическая беседа.

Как вы поняли содержание стиха? Что такое гимн? Объясните название стиха. С каким образом ассоциируется у поэта красота?

Можно ли считать, что образ красоты в стихе Бодлера однозначный?

?             Какое художественное средство самое выразительное в произведении? (Антитеза)

3.             Наблюдение над текстом художественного произведения

?             Выпишите цитатные пары-антитезы, сделайте выводы. (С неба - с бездны; наказание - вина; преступления - действия благородные; полумгла - рассвет и др.).

Ожидаемые выводы.

Автор широко использует антитезу. Это художественное средство, положенное в основу поэзии, который отвечает замыслу автора - воссоздать противоречие, разногласия жизни, в котором постоянно находятся рядом красота и уродливость.

4.             Промежуточные итоги.

Учитель. Стих «Гимн Красоте» считается программным в творчестве Шарля Бодлера. Ведь именно в нем ярчайше отразились его взгляды. Красоту можно отыскать и в безобразном. Эстетизация безобразного характерна для творчества Бодлера, который понимает назначение поэзии как средства выращивания цветов (Прекрасного) из зла. Художник провозглашает, что его не смущает, откуда приходит эта красота, что она,- возможно, даже жестокая, преступная, безобразная. Он прощает красоте все, лишь бы

Чтобы лишь бремя жизни, о властительница вдохновенная,

Сделала более легким ты, а вселенную - менее гадкой!

Перевод Д. Павлычко

Итак, в центре внимания поэта – вечные темы борьбы добра и зла, прекрасного и безобразного, высокого и низкого, духовного и плотского, морального и аморального.

5.             Выразительное чтение поэзии «Вечерняя гармония».

6.             Обмен впечатлениями от прочитанного.

?             Какое впечатление оказало на вас это произведение?

?             Из чего состоит картина «вечерней гармонии»?

?             Назовите цвета и звуки, которые воссоздает поэт. Как они связаны между собой?

?             Какую функцию выполняют повторы строк?

?             Попробуйте передать словами «музыку» бодлеровской «Вечерней гармонии».

7. Слово учителя

В поэзии Бодлера поражает суггестия (внушение определенного эмоционального состояния) и магия образов, характерные для произведений символистов. Читатель «видит» не только цвета предметов, но и ощущает их формы, наслаждается странными звуками. Вечерняя гармония возникает как симфония чувств («стебель поет песни», «цвет дымит в тишине»). Мелодии имеют запахи («душистые», от них «одурение истомное»). Звучит сказочная музыка - играет меланхолический вальс, а стоголосое сердце подпевает и «играет» скрипкой. Наступление ночи сравнивается с торжественно-возвышенной литургией («цвет дымит... будто кадило»; «неба высокие и грустные... как алтарь»; лицо любимой лирического героя «сияет, будто потир»; (потир - церковная чаша)). Божественное начало контрастирует с языческим уподоблением заката солнца с его кровавым самоубийством («упало в кровь свою светило животворное»). Повторение тех же самых строк (каждая следующая строфа начинается со второй строки предыдущей, некоторые строки одних строф переходят в другие) напоминает какое-то знахарское заклинание. Зрелище вечера превращается в созерцание игры каких-то мистических сил, борьбы света и тьмы. А общая атмосфера поэзии создает непередаваемое ощущение гармонии.

VI.           Домашняя задача.

Уметь выразительно, вдумчиво читать поэзии Ш. Бодлера, анализировать их, высказывать свои мысли и ощущение относительно них.

VII.         Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

?             В поэзии Ш. Бодлера меня привлекает…

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: