Пошехонская жизнь писателя в повести и рассказах

  

Правительственные преследования затрудняли печатание его произведений; бывшие друзья переменили убеждения; в семье он тоже чувствовал себя чужим; многочисленные болезни заставляли его мучительно страдать. Но до последних дней жизни Щедрин не оставляет литературного труда. За три месяца до смерти он заканчивает одно из лучших своих произведений - «Пошехонскую старину». В противовес идиллическим картинам дворянских гнезд Щедрин воскресил в своей, хронике подлинную атмосферу крепостного права, втягивавшего людей «в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным». Картины дикого произвола помещиков дополняются сценами возмездия, постигающего отдельных тиранов: мучительницу Анфису Порфирьевну задушили собственные дворовые, а другого злодея, помещика Грибкова, крестьяне сожгли вместе с усадьбой.

До последней минуты жизни не умолкал гневный голос великого русского сатирика; сквозь цензурный гнет пробивалось к читателю его могучее слово. Яркие щедринские образы были необычайны, фантастичны, и в то же время они исключительно метко и точно отражали самую суть явлений действительности; его метафоры с такой силой врезывались в память читателя, какой не могли достичь самые точные описания. Например, совершенно фантастична по содержанию сказка «Дикий помещик».- Разве бывают помещики, бегающие на четвереньках, как дикие звери? Разве может все крестьянское население мгновенно унестись куда-то? Но эти фантастические преувеличения позволили писателю ярче представить действительную степень ограбления народа помещиками и властями. Казалось бы, совершенно    неестественными    событиями    заполнена  «История одного города», но именно в этой книге такой строгий ценитель, как И. С. Тургенев, отмечал «реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения» и добавлял, что Щедрин «знает свою страну лучше, чем кто бы то ни было».

Может показаться, что «необузданная игра воображения» несовместима с реализмом, который заключается в правдивом изображении действительности. Но дело в том, что фантазии Салтыкова-Щедрина реалистичны в основе. Щедрин был великим писателем-реалистом, он был новатором, обогатившим реалистический метод.

Для того чтобы глубоко познать действительность, говорил Щедрин, нужно показывать не только видимое, но и то, что за ним скрывается: не только поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он несомненно совершил бы, если бы умел или смел.

Салтыков-Щедрин - несравненный мастер обобщенного сатирического образа. Таков образ города Глупова - символ бессмысленной власти и всякого деспотического режима.

Щедрин обладал могучим даром комизма, он в совершенстве владел всеми его формами. Немало у него и глубоко трагических страниц, да и смех его большей частью полон горечи.

Великая сила Щедрина заключается в народности его творчества. Только в народе видел писатель источник общественной и государственной силы, только в служении его интересам заключается смысл политической и общественной деятельности, в том числе и литературной. Все творчество Щедрина проникнуто чувством той «тоскующей любви» к народу, о которой писал Писаревв статье «О национальной гордости великороссов».

Салтыков-Щедрин твердо и неуклонно проводил идеи революционной демократии. Он не признавал искусства бесстрастного, равнодушного к стоящим перед страной проблемам. «Восхваляемое творческое бесстрастие, которое из учтивости называют беспристрастием,- писал он,-есть вещь человечески невозможная, и человек, который равнодушными глазами может смотреть на ложь и зло, не только не заслуживает названия служителя искусства, но, в строгом смысле, не может быть назван даже человеком».

Салтыков-Щедрин скончался 10 мая (28 апреля). Смерть помешала писателю завершить последний творческий замысел - цикл очерков «Забытые слова», в которых он хотел еще раз напомнить современникам идеи Чернышевского, забытые интеллигенцией 80-х годов; противопоставить революционные социалистические идеалы предательству, трусости, смирению, приспособленчеству - тому «сволочному духу», который, по словам А. П. Чехова, никто не умел так преследовать, как Салтыков-Щедрин.

Меткие фразы, клички и, прозвища, которыми заклеймил сатирик врагов народа и революции, живы и по сей день. В письме Писарев писал: «Хорошо бы вообще от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в «Правде» Щедрина...» Произведения Салтыкова-Щедрина воспитывают в советских людях ненависть к любым видам эксплуатации, раболепию, трусости, лицемерию, раскрывают яркие картины прошлого и помогают лучше понять историю нашей Родины.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: