Образцы творческих сочинений > Школьное Сочинение заметка в газету > “Повесть непогашенной луны”. Образ командарма Гаврилова


     
  • “Повесть непогашенной луны”. Образ командарма Гаврилова

    Образ командарма Гаврилова

    Мотив автомобильной гонки и мотив крови в двойственном освещении представляют внутренний мир командарма Гаврилова. Но эта же двойственность, надо думать, должна быть выражена и во внешнем портрете героя, который, напомним, является одним из вариантов знаменитых пильняковских "кожаных курток".

    В тексте мы встречаем два взаимоисключающих описания внешности командарма Гаврилова, причем, что важно, каждое из этих портретных описаний повторяется дважды.

    В первом случае автор представляет Гаврилова-командарма в штабном армейском вагоне следующим образом: "Это был Невысокий, широкоплечий человек , белокурый, с длинными волосами, зачесанными назад". Через несколько страниц эта портретная деталь повторяется: "Сейчас в са лон прошел Невысокий, широкоплечий человек , с добродушным, чуть-чуть усталым лицом ".

    Очевидно, одна из функций данного портретного описания — в реально-биографическом плане еще раз напомнить читателю о реальном историческом прототипе — о М. В. Фрунзе, который, как известно, был невысокого роста, коренаст. В плане же идейно-содержательном в тексте формируется представление о командарме как укорененном в реальной действительности, крепком, надежном, коренастом, вынесшем на своих плечах тяготы революции и гражданской войны, бремя ответственности за судьбы страны. Такое представление о герое формируется и на уровне синтаксиса, лексики и фоносемантики, в частности, с помощью номинации героя.

    По утверждению Ю. Тынянова, "имя — формальный признак героя как единства"1. Таким именем (в широком смысле) главного героя является номинация (именование) командарм Гаврилов, причем нередко фамилия заменяется именованием по должности. Например, в следующем фрагменте, где многократно повторяется слово командарм: "Командарм отпустил ординарца. Командарм распорядился приготовить шинель. Командарм раскрыл газету. Там, в газете, где сообщаются важнейшие события дня, значилось Гаврилова Гаврилов, — с двумя красноармейцами, — вошел в подъезд"; и далее еще раз: "…в дверях громыхнули винтовки красноармейцев, топнули каблуки, красноармейцы умерли в неподвижности; в дверях появился Высокий, как лозина , юноша с орденами Красного Знамени на груди, Гибкий, как хлыст , стал во фронт перед дверью, — и быстро вошел в приемную командарм, откинул рукой волосы назад, поправил ворот гимнастерки… ". С одной стороны, автор отдает герою свои симпатии, с другой — Гаврилов опасен ("как лозина", "как хлыст") в своем изяществе. В этом своем качестве командарм Гаврилов, вместе с Первым человеком, противостоит луне в оппозиции "луна — негорбящийся человек из дома первый".

    Не случайна в этом контексте и фамилия профессора Лозовского (от "лоза", "лозина"), получившего секретные указания из дома номер первый относительно предстоящей операции. Операция-"насилие" профессора Лозовского также приводит к смертельным последствиям, как и человека из дома номер первый, и командарма Гаврилова, отправлявшего на смерть тысячи людей. Сама операция (когда выяснилось, что она не была необходима) прямо названа "бесцельной" и соотносится, таким образом, с бесцельным, безумным и опасным машинным мчанием центральных героев повести. Операция является одним из видов глобального насилия над природой, человеческим естеством, которое в финале повести приводит к символической катастрофе. Необходимо также подчеркнуть, что мотив безумного мчания связан с мотивом возмездия, вины обоих главных героев: и "негорбящегося" человека, и командарма Гаврилова. За безумной гонкой Гаврилова следует его смерть. "Негорбящийся" человек, стоящий на вершине пирамиды власти, к которой принадлежит и Гаврилов, повторяет его путь.

    Приведенные два портретных описания командарма Гаврилова свидетельствуют о принципах создания портрета в произведениях Б. Пильняка, которые внешне представляются произвольными, немотивированными, и М. Булгаков именно это имел в виду, когда утверждал: "Он [Пильняк.] не рассказывает, а дергает (такая бывает игрушка с веревочкой)"2. Б. Пильняк не создает психологически убедительных (внешне и внутренне) индивидуальных характеров. Отказ от индивидуальной психологии в данном случае вытекает не только из особенностей таланта писателя, но и из понимания им конфликта эпохи — столкновения природного и исторического. Человек в этом глобальном, космическом конфликте предстает в его родовой сущности, обобщенности, социально-философской роли в мире. Кожаные куртки — это не столько психологические типы, сколько социально-психологическая абстракция, схема. Иначе говоря, "революция заставила в повести оперировать массами — масса-стихия вошла в Образ командарма Гаврилова

    Если Вам понравилось сочинение на тему: “Повесть непогашенной луны”. Образ командарма Гаврилова, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.