«Приключения Тома Сойера». Солнечный, радостно-беззаботный мир детства в повести

  

Цель: помочь ученикам осознать содержание и главную мысль разделов повести Марка Твена; развивать навыки выразительного чтения, пересказа прозаических произведений большого объема, выделение основных эпизодов и оценивание действий и поступков героев; воспитывать лучшие моральные качества, не восприятие зла, подлости, несправедливости и других отрицательных явлений жизни.

Оборудование: портрет писателя, разные издания повести, иллюстрации к ней, виды реки Миссисипи. Теория литературы: повесть, тема, главная мысль, герои художественного произведения.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- мы с вами уже познакомились с мальчиком Томом Сойером, поняли, что он - обычный ребенок - беззаботный, непослушный, ленивый, но вместе с тем находчивый (сумел тяжелую работу превратить в развлечение и «прибыльное» дело), жизнерадостный, чувствительный к красоте. Он постоянно придумывает какие-то затеи, принося взрослым немало хлопот, но никогда не делает это со злыми намерениями. Как же будет вести себя Том Сойер в решающие, ответственные моменты своей жизни? Об этом мы узнаем, читая следующие разделы повести.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

• Расскажите эпизод из прочитанных разделов, который запомнился больше всего.

«И за каждым испытанием приходит вознаграждение» Тому вырвали зуб, но теперь он мог, на зависть всем ребятам, плеваться непривычным способом через дырку.

«Дети тянулись к нему, радовались его запрещенным обществом и жалели, что не могут быть такими, как он». Гекльберри Финн был городским беспризорным, делал, что хотел и как хотел. Детей привлекала его свобода и независимость.

«Он пришел в смущение... от набожного трепета перед своим новым, еще не знаемым кумиром и боязливой радости, с которой ему так неслыханно повезло». Том влюбился в девочку, выдержал наказание от учителя розгами, чтобы его посадили в «девчачьей» половине класса рядом с новенькой - объектом его увлечения.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Выразительное чтение разделов повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» - разделы VII, VIII, IX (с. 221-227 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; с. 189-198 - по учебнику Е. Волощук).

2. Словарная работа по вопросам учеников.

3. Обмен впечатлениями о прочитанном, эвристическая беседа.

• Какие новые приключения произошли с Томом?

• Что побуждало мальчика мечтать о том, как он станет знаменитым пиратом?

• Какая трагедия произошла на кладбище? Была ли она для ребят детским приключением? (Это серьезная взрослая неприятность, так как ребята стали свидетелями страшного преступления).

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

- В США существовала традиция называть маленькие провинциальные городки в честь больших городов Европы. Иногда такие названия получали сразу несколько городков. Так, в США существует несколько Парижей, Константинополей, Афин, Венеций. Наверное, тогдашние переселенцы со Старого Света грустили за своей родиной и в память о ней так же называли свое новое поселение. Рассказывают такой анекдотический случай: жители одного такого городка с названием Москва обратились к русской столице с просьбой-требованием переименовать свой многомиллионный город, так как, дескать, письма, адресованные им, часто отправляют в их Москву.

(Санкт-Петербург, Сент-Питерсберг)

(можно зашифровать так: С н К Т - П Т р Т р Г.)

VI. Домашняя задача.

Прочитать разделы X, XI, XII (С. 227-231 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 198-204 - по учебнику Е. Волощук), научиться пересказывать, высказывать свои суждения о прочитанном, характеризовать героев.

VII. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите фразу.

• на месте Тома Сойера я бы...

• меня поразило...

• интересно, почему (или как)...

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: