Произведение Генрика Ибсена «Кукольный дом» – социально-психологическая драма. Сюжет

  

Особенности драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе.

Цель: помочь ученикам усвоить идейно-художественное содержание, сюжет драматического произведения; развивать навыки выразительного чтения по лицам, пересказа драматических произведений, выделение ключевых эпизодов, их комментирование; воспитывать интерес к литературе, аналитическое мышление, эстетичный вкус.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Древнегреческий драматург Аристофан еще двадцать три столетия тому назад писал о женщинах: «Обойтись без них так же тяжело, как и жить с ними». Современные люди с этим, наверное, согласятся, а современные женщины, наверное, тоже самое скажут о мужчинах. Не является секретом, что мужчина и женщина по-разному воспринимают мир, по-разному думают и действуют. Как же найти гармонию в их взаимоотношениях, как сделать семью счастливой? Как наполнить семейную жизнь доброй, радостной и с искренними чувствами? Об этом речь идет в драме Г. Ибсена «Кукольный дом», и об этом - наш урок.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

IV.           Восприятие и усвоение учебного материала

1.             Знакомство с героями пьесы, выделение ключевых эпизодов в действии первой

2.             Эвристическая беседа

?             Какая атмосфера властвовала в доме адвоката Хельмера?

?             Что кажется немного странным во взаимоотношениях супругов?

?             Почему Нора просит мужа сделать ей рождественский подарок деньгами?

?             Можно ли считать Хельмера скупым или экономным?

?             Как характеризуют Нору ее взаимоотношения с Кристиной?

?             О чем свидетельствует признание фру Линне относительно того, что ей теперь не о ком заботиться?

?             Как характеризует Нору ее признание подруге о долгах?

?             Как Нора относится к своим детям?

?             Прокомментируйте высказывание героев:

«Крогстад. Закон не интересуется причинами. Нора. Это плохой, значит, этот закон...».

?             Как Хельмер, по его словам, относится к тем, кто ошибся в жизни?

?             Отклик каких идей звучит в словах Хельмера: «почти все, кто рано ошибся в жизни, имели лживых матерей»?

?             Почему Нора испугалась и не допустила к себе детей?

?             Почему, на ваш взгляд, автор подает такую деталь: «В уголке, возле пианино, стоит обобранная, обтрепанная, с обгоревшими свечками елка», — в то время, как в доме Норы всегда хорошо, уютно?

?             О чем свидетельствуют такие детали и характеристики Хельмера: « Торвальд — большой мастер устраивать все утонченно и красиво»; «Хельмер учит жену танцевать тарантеллу и мечтает о ее успехе на вечеринке у консула»?

Правда ли то, что говорит Хельмер жене: «...Поверь, у меня хватит и мужества, и силы. Увидишь, я такой человек, который может все взять на себя»?

Как Нора объясняет болезнь врача Ранка?

Что задумала Нора, услышав угрозы Крогстада и раздумья мужчины относительно нечестности?

Почему подруга фру Линне советовала Норе рассказать все мужу и не помешала Крогстаду передать Хельмеру письма с обвинениями в адрес Норы?

Действительно ли Хельмер - честный человек?

Как раскрывается характер Хельмера в таких словах и насколько они, на ваш взгляд, искренние: «ты любила меня, как жена должна любить мужа. Ты не смогла только хорошенько разобраться в средствах. Но, несомненно, ты думаешь, что я меньше буду любить тебя из-за того, что ты не способна действовать самостоятельно? Нет-нет, смело обопрись на меня, я буду тебе руководством, руководителем. Я не был бы мужчиной, если бы именно эта женская беспомощность не делала тебя вдвое милее в моих глазах. Ты не думай больше о тех словах, которые вырвались у меня в минуту первого испуга, когда мне показалось, что все вокруг меня рухнет. Я простил тебя, Нора. Клянусь тебе, я простил тебя»?

3. Работа со схемой «Герои пьесы Г. Ибсена “кукольный дом”».

Учитель. В конце ХIХ ст. драматурги-новаторы, в частности и Г. Ибсен, выступали с резким возражением «хорошо сделанных пьес», где главное - закрученная интрига, легко узнаваемые, черно-белые фигуры персонажей, отвесный диалог, много слез, смеха, бушующих страстей. Драматический конфликт (столкновенье) находился большей частью в плоскости «человек - общество», «действительность - фантазия, мечта, воображение» и др.

В драматических произведениях нового типа, в частности Ибсеновских, акцент с внешнего действия переносится на внутреннее: на сцене в обычном для театра смысле почти «ничего не происходит»; герои почти недвижимые, просто идет разговор, мысль противостоит мысли, главным же является напряжение внутреннее, незаметное глазу зрителя; по обыкновению конфликт драмы Ибсена завязывается еще до того, как начинается собственное ее действие (так, Нора подписала фиктивный вексель до начала действия I пьесы «Кукольный дом»); «Новые драмы» имеют открытый финал, т.е. после окончания пьесы истинно неизвестно, как именно решится конфликт.

Примечание. Последний абзац выступления учителя ученики записывают в тетради.

V.            Закрепление знаний, умений и навыков.

Интерактивный прием «Мозговой штурм».

•              Как выражение Соломона касается Норы: «мудрая женщина строит свой дом, а неумная своей рукой разрушает его»? Какая, по вашему мнению, героиня - мудрая или неумная? Почему Нора не созналась мужу ни сразу, ни потом?

VI.           Домашняя задача

Повторить содержание действий II и III пьесы, уметь пересказывать и анализировать события произведения.

VII.         Итоги урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Закончите предложение:

•              Меня поразило…

•              Я не думал(-ла), что драматическое произведение может…

•              Проблема семьи — это…

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: