Прореха на человечестве. Сочинение: Образ Плюшкина

  

Способ изображения Плюшкина несколько отличается от показа предшествующих помещиков. Если Манилов, Коробочка и другие представлены Гоголем как характеры уже сложившиеся и омертвевшие, то Плюшкина он дает в развитии, рисуя сам процесс его деградации. Считая, что он является пределом распада человеческой личности, «прорехой на человечестве», Гоголь стремился не просто воссоздать еще один типичный характер, но обязательно показать, как происходит само крушение личности, как человек становится Плюшкиным. Лирическое отступление, с которого начинается глава, пронизано горьким признанием преобладания пошлости в жизни, которая уничтожала «живое движение прежних лет, смех и немолчные речи». Оно поэтому звучит как элегия об уходящей жизни и молодости, об утраченных «юности и свежести». Предваряя повествование об утрате человеком живого человеческого облика, о полнейшем равнодушии его ко всему живому, лирическое отступление   помогает   понять   причины   социальных уродств жизни, причины совершившегося с Плюшкиным превращения.

Дальнейший анализ проводим по плану, который может выглядеть примерно так:

  • -        Какая черта в характере Плюшкина стала главной?
  • -        Как обнаруживает себя эта черта в описании его внешности? дома? имения?
  • -        Что рассказывает Гоголь о прошлом помещика?
  • -        Как произошло его превращение в скрягу? Каковы причины этого превращения?
  • -        Как раскрывается характер Плюшкина в сцене торга?
  • -        Что можно сказать о положении крестьян Плюшкина?
  • -        Типичен ли Плюшкин? Чем он страшен?

Обращая внимание на текст главы, поможем им придти к таким выводам. Основная черта в характере Плюшкина - это перешедшая все пределы, доведенная до абсурда скупость. Она довлеет над всем его бытием, руководит всеми его мыслями. Помещик, у которого тысяча с лишним душ крепостных, владелец огромного имения, где амбары ломятся от муки, зерна, холстов, сукон, овчин и т. п., Плюшкин в то же время боится позволить себе малейшее излишество- он .готов питаться впроголодь, одеваться в тряпье, лишь бы не подорвать основ своего «благосостояния». Однако дошедшая до абсурда скупость не только не упрочивает его материального благополучия, но становится главной причиной постепенного разорения: «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз... мука в подвалах превратилась в камень ... к сукнам, холстам и домашним материям страшно было

Процесс необратимого разорения Плюшкина выразительно подчеркивается описанием деревни, усадьбы, дома помещика. Их вид поражает упадком и запустением. Достойно венчает картину этого «выморочного места» фигура его хозяина в старом колпаке и платье, напоминающем женский капот, так что Чичикову было трудно определить, кто перед ним: «баба или мужик». Предположение Чичикова, «что это, верно, ключница»,- символично: Плюшкин - сторож вещей, их раб. Но «было время, когда он был только бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости... в глазах его был виден ' ум; опытностью и познанием света была проникнута его речь».

Что же произошло потом? В чем причина столь страшного и безобразного превращения? Гоголь видит ее в социальных условиях его бытия (паразитизм, праздность), порождающего бедность чувств. И в счастливые времена жизни Плюшкина «слишком сильные чувства не отражались на его лице». После смерти последней дочери «человеческие чувства мелели в нем ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в той изношенной развалине». Медленно и постепенно совершался процесс его деградации: сначала умерла жена - Плюшкин «стал беспокойнее, подозрительнее, скупее»; затем убежала со штаб-ротмистром Александра Степановна, сын определился в полк - Плюшкин послал им вместо помощи проклятье. «В доме стало еще пустее». Когда же умерла его младшая дочь, он остался единственным сторожем и хранителем своих богатств.

  • «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод, и чем более пожирает, тем становится ненасытнее».

По мере того, как скупость овладевала Плюшкиным, рвались все нити, связывающие его с людьми. Выразительно раскрывается характер Плюшкина в сцене купли-продажи «мертвых душ». Здесь в первую очередь обращает внимание его реакция на предложение Чичикова: от радости Плюшкин лишается на какое-то мгновение дара речи, но уже в следующую минуту к нему возвращаются привычные страх и забота - ведь купчая крепость повлечет за собой издержки! Не менее характерно и другое. Как и Собакевич, Плюшкин не просто отдает Чичикову списки умерших крестьян, а долго торгуется с ним. Но если расчетливый и практичный Собакевич сразу запрашивает «по сту рублей за штуку», то Плюшкин, утративший всякое представление о реальной ценности вещей, торгуется по мелочам, выклянчивая, как милостыню, к назначенным Чичиковым тридцати копейкам «пристегнуть еще хоть по две». При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть».

Раскрытие образа Плюшкина неотделимо от показа бедственного положения его крестьян. О нем красноречиво свидетельствует не только нищенский вид их домов и деревни, но и другие эпизоды, сцены, детали. Не желая «лишних» расходов, Плюшкин морит своих крестьян голодом, и они у него, по замечанию Собакевича, «мрут, как мухи». По той же причине он держит в доме только одни сапоги для всей дворни, и его крепостные вынуждены босиком «отплясывать по морозу». В глазах Плюшкина все крестьяне - тунеядцы и лентяи. Он подозревает их в самых низких пороках. Почти утратив человеческий облик, Плюшкин, тем не менее, считает крестьян существами неизмеримо более низкого порядка.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: