Образцы творческих сочинений > Современная зарубежная литература > Противостояние героя «энтузиаста» филистерскому миру в повести-сказке «Крошка Цахес…»


     
  • Противостояние героя «энтузиаста» филистерскому миру в повести-сказке «Крошка Цахес…»

    Дисгармония мира находит в творчестве Гофмана свое отображение: во всех его произведениях переплетаются, сталкиваются разнообразнейшие контрастные образы. Одно из любимых противопоставлений, которое каждый раз повторяется, - это энтузиаст и обыватель, филистер. Энтузиаст - определение, которое принадлежит Гофману, но сам образ имеет традицию в романтизме, которая и была им воспринята.

    Эстетичное восприятие романтики провозглашали неизменяемым и вечным олицетворениям всего величественного и прекрасного в жизни, высшим критерием реальности. Образ художника постоянно обогащается, он противопоставляется миру как энтузиаст, бескорыстный служитель идеалам красоты, справедливости и гармонии, как гениальный дух, который видит мир со всеми его безобразными явлениями с какой-то высшей, одному ему присущей точки зрения.

    В повести «Крошечка Цахес...» героем-энтузиастом является студент Балтазар. Он воплощает творческое начало и противостоит не только Цинноберу, а и профессору Мошу Терпину. В отличие от других студентов, которые носили «длинные, широченные штаны... короткие детские каптанчики» и имели чудный вид, Балтазар был одет просто, «на старонемецкий образец», и имел «бодрый и ясный ум», который позволял ему так тесно общаться с Природой, что он ощущал даже «далекую небесную голубизну» и проникался «замечательными мечтами из какого-то далекого мира, полного блаженной радости». Этот романтик интересуется «высокими истинами мира», а потому замечает, что «странный дух... таинственными словами разговаривает с кустами, с деревьями, с волнами лесного ручейка».

    Жизнь западноевропейских стран все больше входила в буржуазную колею. Все меньше оставалось надежд на возможность новых изменений, которые бы принесли более гуманное устройство мира. Именно в настоящее время усиливаются трагические ноты в творчестве всех романтиков. Всю свою ненависть к царству золота, к аристократии, которая выродилась, к тем, кто ей рабски прислуживает, Гофман высказал в сказке «Крошечка Цахес...». Ирония и гротеск, которыми так охотно пользовались романтики, сконцентрированы здесь до степени придирчивой сатиры. Скудоумный безобразный Цахес, благодаря трем магическим волоскам, может приписать себе все лучшее, что создается и делается другими. Так возникает образ выскочки-авантюриста, который неизвестно как занимает чужое место и присваивает власть. Сияние его краденной славы, неправедное богатство заслепляют титулованных и не титулованных обывателей. Цахес становится предметом исторического поклонения.

    Только юноше Балтазару, бескорыстному поэту и энтузиасту, открывается: вся низость Цахеса и все безумие окружающих. Однако под действием волшебной силы Циннобера люди перестают понимать настоящий смысл того, что происходит: они считают, что Балтазар - безумец, и ему угрожает расправа. Только вмешательство мага и чародея Проспера Альпануса разрушает чары, спасает юношу и возвращает ему любимую Кандиду. Но счастливый конец сказки звучит очень иронически: благополучие Балтазара весьма похоже на удовлетворение филистера. Юноша находит свое счастье с жизнерадостной домовитой Кандидой. И наибольшее чудо, которым может наградить молодожена волшебник,- горшки, в которых не подгорает и не перекипает пища.

    Балтазар и его любимая остаются в мире безобразном и нехорошем.

    Противопоставляя обывателей энтузиасту, Гофман постоянно подчеркивает бескорыстие последнего в противоположность стремлениям филистеров все подчинить своим примитивным нуждам, на все смотреть с точки зрения практической пользы. Расчет, который властвует в филистерской среде, влияет и на фантазию, и на любовь - на тот идеальный мир человека, который романтики противопоставляют действительности.

    Литературное упражнение «Проверь себя»

    1.         Название княжества, где происходит действие произведения Э. Гофмана,

    2.         Имя князя, который правил княжеством.

    3.         Профессор университета.

    4.         Студент, влюбленный в Кандиду.

    5.         Товарищ Балтазара.

    Ответы: 1 - Керпес; 2 - Барсануф; 3 - Мош Терпин; 4 - Балтазар; 5 - Фабиан.

    Вопросы и задачи для самоконтроля

    1.         Сам автор отнес свое произведение к жанру сказки. Какие признаки сказки есть в произведении?

    2.         Показана ли в произведении реальность?

    3.         Назовите реальных и фантастических персонажей.

    4.         Как вы думаете, «Малыш Цахес» - произведение серьезное или нет? Почему?

    5.         С какой целью автор использует прием двухплановости действия?

    6.         Что означает быть Человеком?

    7.         Может ли главный герой произведения быть среди претендентов на это имя?

    8.         Что известно о рождении Цахеса, о его родителях?

    9.         Найдите портретное описание героя, зачитайте его.

    10.       Кто изменил судьбу Цахеса?

    11.       Почему фея это сделала?

    12.       В чем была сила Цахеса?

    13.       Изменилось ли отношение людей к Цахесу?

    14.       Вспомните, заслуги каких героев присвоил Цахес.

    15.       Проследите, как ведет себя Цахес в профессорских кругах.

    16.       Каких вершин достигает Цахес на общественной арене?

    17.       Как Цахесу удалось подчинить сердце красавицы Кандиды?

    18.       Перескажите, как воспринимали Цахеса окружающие. Расскажите это от лица:

    а)         профессора Мош Терпина;

    б)         князя Барсануфа;

    в)         Кандиды;       -

    г)         скрипача Винченцо Сбиока.

    19.       Подумайте, прикладывает ли Цахес каких-нибудь усилий для достижения своего фантастического успеха? Он активный или пассивный персонаж?

    20.       Для чего Цахес через каждые девять дней встречается с феей?

    21.       Охарактеризуйте черты характера героя.

    22.       Как Цахес потерял свою силу?

    23.       Почему простые люди требовали посадить его в клетку?

    24.       Подумайте, почему фея Бельверде разочаровалась относительно Цахеса. Подтвердите мысль словами из текста.

    25.       Как вы думаете, не мог бы Цахес вообще стать Человеком?

    26.       Какую проблему решает автор, возвращая сюжет в такое русло?

    27.       Можно ли определить, как относится автор к своему герою? Как вы думаете, автор сочувствует Цахесу или смеется над ним?

    28.       В чем заключается отрицательное влияние чудодейственных сил?

    29.       Какие люди подвергались влиянию разных сил?

    30.       Откуда, по вашему мнению, берутся цахесы? Что их порождает и поддерживает? В чем опасность цахесов для общества?

    31.       Какими были результаты «просветительской» деятельности Пафнуция Великого? Проиллюстрируйте ответ словами из текста.

    32.       Расскажите о деятельности князя Барзануфа и его ближайшего советника Претекстатуса фон Мондшейна.

    33.       Чем увлекался князь? О чем это свидетельствует?

    34.       Какой была научная деятельность Мош Терпина? Подумайте, являются ли положительными результаты его исследований.

    35.       Определите главную черту характера Фабиана. Что вам известно о нем?

    36.       Охарактеризуйте образ Кандиды.

    37.       Подумайте, что объединяет всех этих героев. Какие, по вашему мнению, законы создают такие люди?

    38.       Подумайте, кто из героев способен противостоять обывателям.

    39.       Найдите описание внешности Балтазара. Чем этот герой

    отличатся от других?

    40.       Охарактеризуйте черты характера героя. Подтвердите определенные

    черты характера героя его поступками. Как окружение воспринимает

    героя? Какие чувства вызывает образ Балтазара у читателя?

    41.       Почему именно Балтазару помогает маг Проспер Альпанус?

    42.       Против каких явлений действительности направлена сатира писателя? Приведите примеры.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Противостояние героя «энтузиаста» филистерскому миру в повести-сказке «Крошка Цахес…», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.