Сочинения по русской литературе > Сочинение по литературе 9 класс > Герой фантастического романа Гёте «Фаус»


     
  • Герой фантастического романа Гёте «Фаус»

    Одной из знаменитых модификаций сюжета сделки с нечистым во имя получения творческой мощи был, как известно, роман Т. Манна "Доктор Фаустус", трактующий гениальность как превышение "нормальных" возможностей человека, как своего рода "болезнь", как "продажа черту", потеря или искажение души в качестве расплаты за талант художника. Достаточно эклектичный, подобно произведению Зариня, этот роман (хотя и не столь "мастеристски" запутанный и как в сюжете, так и в псевдопародном эроническом изложении, без особого вкуса смешивающем архаизмы, диалектизмы и авторские неологизмы) представляет своеобразный коллаж из мотивов и образов произведений Т. Манна, Гёте, Гофмана и Булгакова (от него — образы суетных и ограниченных гонцов за уютным существованием, "хлопобудов"), смесь романтизма и просветительства, вообще характерную для той эстетической ностальгии, которую переживала советская художественная проза во второй половине века, словно уставшего от бурного новаторства 1920— 1930-х годов и его имитации в годах 1970-х. В произведении В. Орлова, вслед за "Фальшивым Фаустом..." Зариня, проводится мысль о том, что именно освобождение от "зла", "дьявольской" зависимости сообщает талантливому человеку истинную творческую мощь.
    Герой фантастического романа, рожденный от демона-отца и матери — ярославской крестьянки, "демон на договоре" альтист Данилов, ведет двойное существование. Однако за его сочувствие к земным созданиям и доброе участие в земных делах, за грех любви к земной женщине и, главное, за то, что он "полагает и своей музыкой поставить себя вне Девяти слоев и даже выше их", Высший совет нечистых сил решает альтиста вообще уничтожить ("лишить сущности и память о нем вытоптать"), а затем — с экспериментальной целью, в уверенности, что это и окажется его неизбежной казнью, наградить альтиста "сверхчувствительностью" к людским страданиям.
    Но в споре с музыкантом Николаем Земским, считающим, что одиночество и жестокость — удел истинного художника, в посрамление злобных надежд демонов альтист Данилов именно углублением своей человечности обретает максимальную мощь своего дара, не нуждающегося уже в "технических" усилителях — некогда дарованном демонами старинном альте "Альбани". Отныне даже из обычного инструмента его "человеческое, слишком человеческое", сострадающее и любящее сердце исторгает небывалые прежде магические звуки: "Да и какой был бы я артист без ощущения боли хоть бы и твари лесной". Так В. Орлов утверждает победу человека над "дьявольским" в себе как ступень на фаустовском пути к творческому дерзанию.
    В "Альтисте Данилове" ставится и "фаустовский" вопрос о смысле зла. Новый Маргарит, философ из демонов, вполне осознает полезность для людей своих "мефистофелевских" функций — "отрицания, вреда, зла, раздражения, палок в колесах": "А может быть, они без всего этого и жили бы еще в пещерах на медвежьих шкурах...".
    Но этого ученому демону мало, он ищет "высокого смысла" демонского существования: "Если бы мы только будоражили, злили землян... мы бы сами по себе ничего не значили. Носились бы прислугами при Фаустах. Но это скучно". За ответом на вопрос о смысле "чистого" зла Новый Маргарит обращается именно к Данилову-человеку.
    Но с точки зрения земного бытия нет ни убедительного объяснения, ни оправдания злу как самоцели.
    Так В. Орлов, вопреки известным трактовкам Гёте демонического как источника творческой энергии, ищет самый мощный импульс созидательной энергии в человечности, доброте (как и М. Булгаков, но уже без надежд на помощь вневременного и потустороннего), — вновь демонстрируя попытку преодолеть кризис просветительской веры в разум с помощью неопросветительской веры в сердце.
    Однако гуманность "Альтиста" уже не претендует на изменение к лучшему бытия и всего человечества, лишь сообщая милосердному особую силу и для преодоления личных невзгод, и для воздействия на окружающих, особенно мощно выявляя "гениальность" именно того, кто умеет сострадать.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Герой фантастического романа Гёте «Фаус», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.