Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству М. М. Коцюбинского > Психологическая новелла «Intermezzo». Автобиографическая основа, символические образы, изобразительные средства


     
  • Психологическая новелла «Intermezzo». Автобиографическая основа, символические образы, изобразительные средства

    Цель:               помочь ученикам осознать эволюцию творчества писателя от стиля повествовательного реалистического до метафорического, импрессионистического; дать понятия об импрессионизме в литературе и изобразительном искусстве, о психологической новелле; определить проблематику новеллы, особенности ее композиции, раскрыть символические образы и изобразительные средства; развивать образное мышление, умение воспринимать художественный текст в его единстве с жизнью.

    Тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: таблицы «Intermezzo», «Новелла», картины художников-импрессионистов, запись Четвертой симфонии Бетховена (вторая часть, адажио); Концерт № 6 Вивальди для скрипки с оркестром, отрывок из поэзии И. Франко «Лесная идиллия».

    Ход урока

    1. Организационный момент  

    II. Мотивационный этап

    1. 1.      Выяснение эмоциональной готовности к уроку

    2.  Актуализация опорных знаний и собственного опыта

    Устные раздумья «Я не агаву изобразил, а свою жизнь».

    3.  Чтение наизусть заранее подготовленным учеником начала сказки «Хо» (на фоне записи лесных звуков)

    4.  Слово учителя

    Только что благодаря неповторимому мастеру слова Михаилу Коцюбинскому мы побывали в утреннем лесу, «увидели» переливы естественных светотеней, услышали «громкое щебетание» птиц.

     

    Это удостоверяет чрезвычайную поэтичность художественного письма М. Коцюбинского. В его произведениях, внешняя жизнь, т.е. события, часто уступают внутреннему - жизни души и сердца. Именно это будет предметом нашего разговора на сегодняшнем уроке.

    • Можно ли одиночество считать лекарством души? 
      • Какие методы используете вы, когда хотите снять напряжение, снять усталость? 
      • Сегодня мы убедимся еще и в том, как может влиять природа на состояние человека. 

     

    III.  Объявление темы урока, определение цели 

    1. IV.      Обработка учебного материала 

    1.  Выступление ученика

    Звучит доклад о результатах исследования художественного стиля писателя (опережающая задача на основе опыта предыдущего урока).

    Стиль М. Коцюбинского исследовало много знатоков литературы. Он отличается от художественных почерков многих писателей. Художник руководствуется собственной интуицией, сущность бытия постигает с помощью воображения и тех ощущений, которые находятся вне сфер рационального, сосредоточивается на индивидуальности, его внутреннем мире. Объектом изображения становится не мир, а субъективные впечатления от него.

    Интересным являются литературоведческие размышления современного известного писателя Валерия Шевчука, который прослеживает движение творчества Михаила Коцюбинского от «этнографически-реалистического письма» до «письма метафорического, импрессионистического и психологического». В реалистической манере написаны рассказы «Харитя», «Елка», «Пятизлотник», «Для общего добра», «Дорогой ценой». Но уже в содержании этих произведений есть тонкое проникновение в психологию героя, рельефные рисунки природы, ее одухотворение, хотя стиль напоминает повествовательную манеру И. Нечуя-Левицкого и плавное течение языка Афанасия Мирного.

    Валерий Шевчук пишет, что коренным образом изменилась манера письма М. Коцюбинского в 1900-1902 гг., когда, по определению академика Ефремова, писатель находит сам себя и становится тем несравненным Коцюбинским, каким мы его знаем, т.е. утверждает свой «солнечный импрессионизм».

    2. Слово учителя

    Термины «реализм», «этнография», «романтизм» вам известны. «Intermezzo» - слово пейзажное. Походит оно от французского

     

    ітрrеssіоп — впечатление. Импрессионизм как направление в искусстве возникло в французской живописи в ХІХ - в начале ХХ ст. и было характерно тем, что воссоздавало не саму действительность, а то, как она влияет на человека, его эмоции, душевное состояние.

    Т.е. импрессионистам было важно проследить, как человеческая душа откликается на добро и зло, красоту и уродливость, на любые события.

    Черты (признаки) импрессионизма (объяснение по таблице, запись в тетради).

    Черты импрессионизма

    • Психологизм в изображении персонажей;
      • стремление воссоздать тончайшие изменения в настроении, схватить мгновенные впечатления;
      • особый лаконизм прозы;
      • ритмичность;
      • богатство оттенков в изображении действительности;
      • увеличенное внимание к цветам и звукам, к ярким деталям;

    •      одновременный отказ от больших социальных проблем.
    Основная задача — утонченное воспроизведение субъективных впечатления, непостоянных ощущений и переживаний без углубления в их суть.

    Представители в живописи - К. Моне (название «импрессионизм» утвердиломь после появления картины К. Моне «Импрессия. Восход солнца» в 1873 г.), К. Писсарро, О. Бенуар; украинский художник М. Бурачек, картина «Овины».

    Представители в литературе - братья Конкуры, К. Гамсун, А. Чехов, И. Бунин.

    В украинской литературе импрессионистическое письмо присуще произведениям В. Стефаника, М. Коцюбинского, О. Кобылянской, М. Косынки.

    (Учитель демонстрирует несколько картин вышеназванных художников.)

    3. Литературное исследование

    Зачитать начало новеллы «Лялечка». Найти выразительные признаки импрессионистического письма.

    4. Итог ответов учителем

    Такая завязка в новелле «Лялечка» дала повод И. Франко сказать о М. Коцюбинском, что это «насквозь нововременный писатель»,- в глубоком проникновении в природу и через нее передачи человеческих чувств. И. Франко писал о «новой генерации» писателей, к которой принадлежал М. Коцюбинский: «Они, так

     

    сказать, сразу заседают в души своих героев и ею, будто магической лампой, просвещают все окружение». Итак, речь шла о новом стиле - импрессионизме и новом жанре - психологической новелле.

    Однако не следует представлять себе, что писатель решает писать в том или ином стиле, как писать - ему подсказывает сердце.

    Художник объединяет элементы разных стилей и при этом остается самим собой. Мы замечаем черты стиля только при художественном анализе. Читая произведение, мы наслаждаемся его красотой.

    5. Работа над новеллой «Іntermezzo»

    • Какое впечатление произвела на вас новелла?
    • Какое произведение называем новеллой? Какие ее признаки?

    Новелла — небольшое повествовательное произведение о необыкновенном жизненном событии с неожиданным окончанием. Признаки:

    • глубокий психологизм;
    • лаконизм;
    • неожиданная концовка.

    Проблемный вопрос. В начале произведения дан перечень необыкновенных действующих лиц. Возможно, по жанру это драматическое произведение? Докажите свою мысль.

    •   Какое же значение имеет перечень действующих лиц? (Аллегорические действующие
     лица несут важную смысловую нагрузку, дают возможность
     глубже понять автора, идейный пафос произведения.)

    Сообщение учеников о жизненной

    основе новеллы «Іntermezzo»

    1-е сообщение. Новелла «Intermezzo» написана М. Коцюбинским в 1908 году. Это было время реакции - жестоких расправ русского самодержавия с революционерами и бунтовщиками. Тюремное переполнение вчерашними правдоискателями, полиция и жандармы совершали расправы - вешали, стреляли, били. М. Коцюбинский в письме  М. Чернявскому пишет: «Вы не можете представить себе, что я пережил, видя все это собственными глазами, и какое это влияние имело на мои больные нервы. Мне теперь еще хуже, чем было: не могу ни спать, ни есть. Едва пишу Вам» (18 ноября 1905 г.).

    Страницы: 1 2 3 4

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Психологическая новелла «Intermezzo». Автобиографическая основа, символические образы, изобразительные средства, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.