Путь Элайзы Дулитл от малопривлекательной цветочницы до «волшебной леди»

  

Цель: помочь ученикам раскрыть образы произведения, выяснить их значение, эстетику, привлекательность; развивать навыки характеризовать образы, их сравнение, умение вести дискуссию, высказывать и обосновываться свои мысли; воспитывать лучшие человеческие качества.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему; фрагменты кинофильма.

Тип урока: формирование умений и навыков.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Бедная цветочница каким-то, почти удивительным, образом превращается в «волшебную леди». Что это, осовремененная Б. Шоу Золушка? Но в пьесе «Пигмалион» мы не видим «хэппи энда», относительно развязки можем лишь догадываться. Все намного серьезнее и глубже, ведь человек, осознав свое человеческое достоинство, уже не может вернуться к своему предыдущему положению. Об этом - сегодня поговорим на уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

Учитель. Как, по вашему мнению, внешность героев пьесы Б. Шоу «Пигмалион» соотносится с их внутренним миром, качествами характера, обстоятельствами жизни? Заполните таблицу.

Элайза

«Ей или восемнадцать, то ли двадцать лет, не больше. На голове у нее матросский брилик из черной соломки, который немало насобирал лондонской пылищи и копоти, и едва ли когда-нибудь чистился. Мышиная краска ее кос, небось не от природы такая —волосы просят, аж пищат, горячей воды и мыла. Непривлекательный черный приталенный жакет достает ей чуть ли не до колен, а еще на ней коричневая юбка с грубым фартушком. Самый плохой вид имеют у нее ботинки. Видно, что она и старается быть нарядной, как только может, но рядом с дочерью и матерью кажется очень грязной. Красотой будто бы и не хуже их, вот только красота и неухоженная, еще же ей нужны услуги зубного врача». Очень бедная, трудолюбивая, неутомимая, стремится иметь хороший вид, но не имеет для этого ни средств, ни умения, ни вкуса.

Гиггинс

«В утреннем освещении он выглядит крепким, бодрым, аппетитным мужчиной лет сорока или где-то близко того. На нем делового кроя черный костюм с белым накрахмаленным воротничком и черным шелковым галстуком.

Это — тип энергичного научного работника, который искренне заинтересовывается всем, что можно изучать как предмет науки, но равнодушен к самому себе, и к другим людям — в частности и к их чувствам». Видно, что за ним кто-то присматривает, что он захвачен наукой фанатически и ничем, кроме нее, не интересуется, не видит конечной цели.

IV. Формирование умений и навыков

1. Выполнение задачи поисково-исследовательского характера

Проследить путь Элайзы Дулитл от малопривлекательной цветочницы к «волшебной леди» и дальше - к человеку.

2.             Комментирование цитат из текста

Учитель. Прокомментируйте слова Элайзы:

«разница между леди и цветочницей заключается не в том, как она ведет себя, а как к ней относятся» (Если люди знают, что перед ними леди, то могут ей простить любое поведение; и, наоборот, как бы простой человек не оделся, какие бы таланты не имел, все равно им будут пренебрегать. Вспомните русские повести Т. Шевченко, когда из крепостных делать артистов, музыкантов, учили за границей, а потом, после блестящих концертов и спектаклей заставляли прислуживать на обедах как обычных лакеев). «Раньше я не знала такого позора... раньше я продавала цветы, но не себя...» (У девушки проснулось собственное достоинство, она оказывается морально выше за тех барышень, которые лишь и мечтают о удачном замужестве, готовы жить со старым и нелюбимым мужем ради материальной выгоды).

3.             Проблемный вопрос

Какие два парадокса кроются в реплике Гиггинса: «Гиггинс (высокомерно). И обойдусь! Мне вообще никто не нужен! Я имею свою душу, свою Божью искру! Но (с неожиданной откровенностью) мне вас будет не хватать, Элиза. (Пододвигается ближе к ней.) Ваши идиотские представления о жизни многому меня научили. Почтительно вас за это благодарю. И вдобавок я привык к вам, к вашему лицу, вашему голосу... Они мне даже нравятся»? (Гиггинс был учителем, но ему пришлось кое-чему поучиться и у своей ученицы; он был равнодушным к женщинам, к чужим чувствам - и почти влюбился.)

V.            Домашняя задача

Проследить сюжетную линию, связанную с отцом Элайзы; подготовить инсценировку любимейшего (или самого напряженного) момента пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

VI.           Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Закончите предложение:

•              Мне кажется, что такая история…

•              У Элайзы совсем другой путь, чем у Золушки, так как…

•              Мне (не) нравятся парадоксы, так как…

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: