Путешествие Маленького принца

Цель: проследить путь Маленького принца во Вселенной, понять смысл этого путешествия; раскрыть сущность аллегорических образов; работать над выразительным чтением; воспитывать способность критического отношения к явлениям окружающего мира.

Оборудование: схема «Путешествие Маленького Принца»; карта звездного неба.

Ход урока.

I. Проверка домашней задачи.

Подобрать цитаты-подписи к рисункам Экзюпери.

1. «Маленький принц не мог сдержать увлечения:

— Какая вы прекрасная!»

2. «А когда он в последний раз полил замечательный цветок и собирался накрыть его колпаком, ему даже захотелось плакать».

3. «Последним утром он старательнее, чем обычно, убрал свою планету. Он заботливо прочистил действующие вулканы... Кроме того, у него был еще один угасший вулкан... Он прочистил и угасший вулкан тоже».

II. Мотивация учебной деятельности.

Карта звездного неба.

— Хотели бы вы путешествовать во Вселенной, побывать на других планетах? Мы сделаем это вместе с Маленьким принцем и нарисуем карту Вселенной Маленького принца.

III. Работа с текстом.

1. Чтение с лицами X раздела.

• Какое впечатление оказал на Маленького принца король? (Странный человек, король без подчиненных).

• Можно ли назвать короля умным? (И да, и нет. Он будто бы говорит мудро: «От каждого необходимо требовать столько, сколько он может дать. Власть, прежде всего, должна быть умной... Я имею право требовать послушания, так как веления мои умные». Но в то же время предлагает Маленькому принцу судить стару. Крысу, а потом помиловать ее, чтобы потом было кого судить снова. Так бессмысленные идеи вызывают сомнение в мудрости короля).

• Какие слова короля можно записать в «Копилку золотых выражений»? («Судить себя самого намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты действительно мудрый»).

Как вы понимаете эти слова?

Какую черту характера олицетворяет в себе король? (Любит власть).

Изображение на карте планеты короля (см. схему).

2. Чтение раздела XI.

Кто жил на второй планете? (Честолюбец).

В чем заключался смысл его жизни? (Вызвать увлечение, уважение к своему лицу: «Признавать, что на этой планете я красивейший, богатейший и самый умный»).

Что привело в удивление мальчика в раздумьях честолюбца? (Честолюбца совсем не волновало, что его не с кем сравнивать, он не стремился чего-то достичь, чтобы вызвать настоящее увлечение.) Какая доминирующая черта этого героя? (Честолюбие).

Какие слова из этого раздела можно занести в «Копилку золотых выражений»? («Тщеславные люди глухие ко всему, кроме похвалы»). Как вы понимаете это выражение? В чем заключается опасность такой жизненной позиции? (Тщеславные люди хотят слышать лишь комплименты, не задумываясь над собственными недостатками, которые можно было бы исправить, если бы они прислушались к критике. Опасность такой жизненной позиции - в равнодушии к окружающему миру, нежелании помочь тому, кто нуждается в помощи и невозможности самосовершенствования).

Изображение на карте планеты честолюбца.

3. Чтение раздела XII.

Какой герой жил на третьей планете? (Пьяница).

Что привело в удивление Маленького принца в объяснениях этого героя?

• Какие черты характера преобладают в образе пьяницы? (Нелогичность, слабость).

Изображение на схеме планеты пьяницы.

4. Чтение раздела XIII.

• Кому принадлежала четвертая планета? (Дельцу)

• Чем занят ый тот человек? (Он считает звезды и «кладет» их в банк; считает это дело серьезным).

Докажите, что делец – неромантичный человек. (Все время работает, считает звезды, но никогда не любуется их красотой, даже не помнит, как они называются: «Такие маленькие, золотые, всякий бездельник как посмотрит на них, так и замечтается»; богатство нужно ему для собственного обогащения, а не для радости жизни).

Почему у Маленького принца возникают сомнения относительно владения звездами дельцом? («У меня есть цветок, и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, и я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю и погасший тоже. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...»).

Какую черту характера олицетворяет делец? (Любовь к богатству, неромантичность). Изображение на схеме планеты дельца.

5. Чтение раздела XIV.

Кто жил на пятой планете? (Фонарщик).

• Какие чувства он вызвал у Маленького принца? Почему? (Фонарщик единственный, кто вызвал у Маленького принца уважение).

«В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - словно рождается еще одна звезда или еще один цветок. А когда он гасит фонарь - словно звезда или цветок засыпают. Замечательное занятие. По-настоящему полезное, так как хорошее».

«Ему все больше нравился этот человек, верный своему слову».

«Он думал не только о себе».

Маленький принц даже хотел остаться на этой планете, подружиться с фонарщиком, человеком, который держит свое слово, работает и думает не только о себе).

• Какие черты характера олицетворяет этот герой? (Верность слову, неэгоистичность).

Изображение на схеме планеты фонарщика.

6. Чтение раздела XV.

• Кому принадлежала шестая планета? (Географу).

• Почему Маленький принц был разочарован после разговора с географом? (Сначала Маленький принц обрадовался, так как подумал, что географ занимается «настоящим делом». Но, оказывается, житель планеты, который занят «серьезными» делами, даже не знает, есть ли горы и океаны на его астероиде. Он считает себя весьма важным лицом для того, чтобы делать «живое» дело, его он заменил на «бумажное»).

• Какие черты характера являются главными в образе географа? (Отсталость - «мы пишем о вещах вечных и неизменяемых»). Изображение на схеме планеты географа.

IV. Выводы.

- Почти после каждого разговора с жителями астероидов Маленький принц говорит такие слова: «Что за странный народ эти взрослые!». Недостатки, которые воплощают в себе эти герои, настолько очевидны для мальчика, насколько незаметны для них самых. Маленький принц, отправляясь в путешествие, мечтал поискать себе занятие и научиться чему-нибудь. Пока что поучиться он мог лишь у фонарщика: его верности своему слову и не эгоистичности.

V. ДОмашняя задача.

Раскрыть сущность аллегорических образов жителей астероидов с помощью схемы «Путешествие Маленького принца».

Если Вам понравилось сочинение на тему: Путешествие Маленького принца, тогда разместите ссылку на произведение в вашей социальной сети или блоге, и поделитесь текстом с друзьями.

Краткий пересказ

Автор: Русский язык и литература

Готовое домашнее задание опубликовано: 8 августа, 2014

Если вам понравилось готовое домашнее задание по литературе по теме: Путешествие Маленького принца, вы можете подписаться на рассылку на почту.

Вы можете опубликовать готовое сочинение у себя на сайте с ссылкой на нас.

Спасибо, что посетили наш сайт Soshinenie.ru.