Рассказ Гринченко о судьбе детей-сирот

  

Родился Борис Павлович Гринченко 9 декабря 1863 года в обеднелой дворянской семье на хуторе Ольховый Овраг Харьковского уезда. Уже в детстве, которое проходило здесь и на хуторе Углы вблизи Харькова, проявилось его безудержное влеченье к книжкам. Он читает все, что попадает в руки. В харьковском реальном училище (1874-1879) Б. Гринченко знакомится с народными кружками, изучает и распространяет их издания, что и становится причиной ареста и многомесячного заключения.

Впоследствии сдает при харьковском университете экзамен на звание народного учителя и с 1881 по 1893р., учительствует в разных селах Харьковщины, Сумщины и Катеринославщини, совмещая педагогически образовательную деятельность с фольклорно этнографическими и лингвистическими занятиями. С 1881 г. начинается интенсивная литературная деятельность Б. Гринченко. Его произведения разных жанров под собственным именем и под разными псевдонимами (П. Часовой, Василий Чайченко, Б. Вильхивский, Иван Перекотиполе) систематически печатаются в журналах, альманахах, а также отдельными изданиями. Выходят поэтические сборники "Песни Василия Чайченко"(1884), "Под сельской крышей"(1893), "Минуты"(1903).

В 1902 году Б. Гринченко живет и работает в Киеве. Вместе с женой Марией Загорной он издает четырехтомный "Словарь украинского языка" (1907-1909).

Б. Гринченко – автор около 50 рассказов, написанных на протяжении 1886-1907гг. В подавляющем большинстве произведений изображена жизнь трудового крестьянства. Заболел туберкулезом еще в молодые годы, поехал на лечение в Италию, там в городе Оспедалетти, 6 мая и закончился жизненный путь неутомимого труженика. Тело его было перевезено на Украину и похоронено на Байковом кладбище в Киеве.

Перу Гринченко принадлежат немало произведений о детях и для детей. Идя от конкретных жизненных случаев, Б. Гринченко искусно обобщал их, а долголетний учительский труд помогал ему раскрывать поведение детей в самых разнообразных ситуациях.

Малолетние герои Б. Гринченко по большей части проходят суровые испытания, жизни, некоторого из них даже обрывается трагически... Оставшись сиротой, двенадцатилетняя Галя ("Сестрица Галя") заменяет меньшим деткам мать. И здесь раскрывается благородное сердце малолетней труженицы. Еще в более затруднительном положении очутилась несколько старшая Марыся из рассказа "Сама, совсем сама"(1885). После смерти матери девочку выгоняют из дома, никто не берет ее на службу, обзывают бродягой. Черное отчаяние пленяло ребенка и она не найдя силы противостоять безнадежности: больная, беспомощная, девочка бросается под поезд.

Глубинное проникновение во внутренний мир ребенка отражается в рассказе "Украина"(1891), в котором идет речь о всегда голодной школьнице, которая взяла без разрешения кусок хлеба у товарища. Воспитательная направленность произведения очевидна: автор прививает юному читателю чувства сопереживания, осуждает бездумность и черствость. Ведущая же мысль, которая пульсирует в подтексте рассказа: разоблачение социального строя, который принуждал детей тружеников на полуголодное сосуществование.

Рассказ "Звонок" (1897) за темой и характером развертывания конфликта не имеет аналогов в украинской литературе . В нем идет речь о семилетней Наталье, которую после смерти матери отдали в городской приют. Все внимание сосредоточено на показе моральных страданий ребенка, который оказался в необычных условиях, в совсем необычной среде, среди людей, которые не хотят и не могут понять ее душу. Казалось бы теперь Наталье стало лучше: она накормлена и одета, спит в теплой кровати, начальница ее не бьет и не ругает. И все же ребенку невероятно тяжело: ежедневное насмехание с "селючки", обзывание нестерпимым прозвищем отделенным от других, отчужденность тяжелым гнетом придавили ее.

Сквозной образ колокольчика, созданный писателем, оказывается той характеристикой, которая на удивление зримо усиливает и довершает ощущение несносности казарменного режима. Колокольчик парализует волю ребенка, сковывает его мысль. Он кажется Наталье живым существом, которое за всеми присматривает, неожиданно врывается в ее воспоминания. Это так поражает девочку, что у нее появляется мысль о самоубийстве.

Б. Гринченко был одним из первых прозаиков, которые показали нестерпимое положение сельского учителя в буржуазно умеренном обществе. Типичные грани жизни народной школы отображены в рассказе "Экзамен" (1884): тут показана полная зависимость учителя от инспекторов-невежд, с нескрываемым осуждением раскладывается реакционная политика царизма в отрасли народного образования. Достоверность изображения подтверждается воспоминаниями самого писателя, который учительствуя испытывал постоянные преследования со стороны школьного начальства и сельских властей. В рассказе "Непокорный"(1886) раскрыта травля старшиной писарем, урядником нового учителя, потому что тот выдался сельским властям подозрительным, не благотворительным, ведь не имел благородного вида, разговаривал по-мужицки, полюбил голод ранцевого парня, чуждался их компании. Хоть "доношение" сельских верховодов было клеветническим, лживым, однако школьное начальство освобождает непокорного учителя. Так сужается круг. Честному и порядочному человеку не найти справедливости в мире беззакония и социальной правды.

Произведения Гринченко, посвященные этой теме направленные против них, кто грубо презирал личность народного интеллигента. Писатель воспроизвел врожденность буржуазно помещицкой системы ко всем, кто искренне работал на ниве образовательных работников.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: