Школьные сочинения по украинской литературе > Т. Г. Шевченко. Школьные изложения по украинскому языку > Развитие связной речи. Письменная работа о роли украинской народной песни в жизни


     
  • Развитие связной речи. Письменная работа о роли украинской народной песни в жизни

    Цель: выполняя письменную работу, проверить знания учеников о народных социально-бытовых песнях, их особенностях и назначении; уметь грамотно высказывать собственные мысли относительно роли народных песен в жизни украинцев; развивать творческие способности школьников, их память, логическое мышление, умение последовательно излагать свои мысли, строить заключения, соответствующие обоснования; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать любовь к народной песне, уважение к ее творцам; прививать интерес к прошлому нашего народа, культуре родного края.

    Тип урока: развитие связной речи.

    Оборудование: тексты народных песен, ученические тетради.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    • Какие произведения устного народного творчества вам известны?

    • Дайте определение песни. Сравните песню и коломыйку как жанры устного народного творчества.

    • Почему песня была связана с жизнью народа?

    • О чем свидетельствует распределение песен на разные виды? Правдивые ли они? Собственную мысль обоснуйте.

    • Какими вы представляете тех, кто сочинял и распространял песенные произведения среди народа? (Ответ оформите, применяя прием «Домино», а именно: народ-творец  -  талантливый, умный, осведомленный, трудолюбивый...).

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Обработка содержания темы урока.

    Как запоют, будто тебя на крыльях поднимают.

    Народная мудрость.

    Песня - это то, что уберегли мы, что приобрели, чтобы детям в наследство передать.

    Л. Костенко.

    1. Вступительное слово учителя.

    Уважаемые друзья!

    Я надеюсь, что вы очарованы украинской песней, ощутили наслаждение от ее богатейших мелодий, широты и красоты образов, волшебной силы, которая вызывает в душе тончайшие ассоциации, чувства, которые поднимают ее к вершинам человеческого достоинства, человечности, творчества.

    Слушая ту или иную песню, мы познаем жизнь нашего народа, его историческое прошлое.

    Украинцы всегда прославлялись своими песнями.

    Поэтому я предлагаю вам выполнить творческую письменную работу, в которой каждый из вас высказал бы свои впечатления, чувства относительно роли украинской песни в жизни нашего народа.

    Итак, давайте попробуем это сделать.

    2. Требования относительно написания произведения.

    • Четко определить и раскрыть направления раскрытия темы;

    • соблюдение построения творческой работы;

    • доступно, понятно и грамотно изложить собственные мысли;

    • глубокая содержательность, самостоятельность анализа;

    • эмоциональность и сжатость; образность выражения, оригинальность;

    • стилистическое совершенство, лексическое богатство; орфографическая и пунктуационная грамотность; логические выводы, опрятность.

    3. Выполнение задач.

    3.1. Подберите собственные окончания к представленным произведениям из народной мудрости:

    • Сказка - вранье, а песня... (правда).

    • Кому хорошо живется, тот и песни... (поет).

    • Он столько песен знает, что и...(на воловьей шкуре не написал бы).

    • Всякая птичка свои песни... (поет).

    • Не все то правда, что в... (песне поют).

    3.2. Охарактеризуйте образ певца, которого касается данная пословица:

    • Гудит как бугай в болоте (...).

    • Кто в лес, а кто по дрова (...).

    • Воет, как собака (...).

    • Поет, как поросенок в дождь (...).

    3.3. Игра «Домино».

    Ученики на оборотной части доски делают запись-ответ одним словом на вопрос «За что я люблю народную песню?». Последний участник игры делает вывод.

    (Например: милозвучность -> популярность -> жизненность -> остроумие -> поучительность -> обворожительность ->...).

    3.4. Прокомментируйте народную мысль о песне:

    • С песней работа спорится.

    • Какой играют, такой и поют.

    • Легче тебе на душе станет, как песня в твое сердце заглянет.

    • Кто поет, тот кручину прогоняет.

    • Старая песня и на новый лад.

    • Петь смолоду учись, под старость не научишься.

    • Лучше плохая дорога, чем плохая песня.

    • Новые песни пой, а старые не забывай.

    4. Перечень тем для выполнения письменной работы о роли украинской народной песни в жизни народа.

    • «Украинская песня - поэтическая биография украинского народа».

    • «Украинская песня - неувядаемое украшение духовной культуры народа».

    • «Наилучшие песни Украины».

    • «Украинская народная песня».

    5. Выполнение письменной работы о роли украинской народной песни в жизни народа.

    Ориентировочный образец произведения на тему «Украинская народная песня».

    Есть счастливо одаренные натуры... и счастливо одаренные народы. Я видел такой народ, народ-музыкант, - это украинцы (П. И. Чайковский).

    Она имеет то большое, единое, что не умирает, так как гремит, объединяет, дурманит страстным чувством духовности - имеет дух! И дух тот будит, возрождает, лелеет и питает песня!

    (Т. Шевченко).

    Украинская песня! Кто не был очарован ею и не вспоминал ее, как свое детство, свою юность, свое желание быть красивым, нежным, сильным и храбрым?

    Украинская песня - одно из ценнейших духовных достояний нашего народа. Она возникла в трудовой деятельности людей, в ней отражены их обычаи и верования, борьба за лучшую судьбу, борьба с поработителями и захватчиками. В песне нашли свое отображение характер народа, его доброта, искренность, душевность и веселый характер. В ней проявились человеческие мечты, надежды, ожидания.

    Песня повествует нам и о чумацких валках, нелегкой судьбе чумаков:

    Ой, Бог знает, и Бог и ведает, Где чумаки ночуют.

    В песне рассказывается о нелегкой судьбе рекрутов и заробитчан, тяжелых буднях крестьян-земледельцев и о веселых, радостных событиях в их жизни.

    Народные песни отражают историю Украины. В исторических песнях воспевали судьбоносные события в жизни народа, прославлялись герои, рыцари.

    Много бед пришлось пережить украинскому народу. И все печальные события, и победы, и надежду на казацкие знаменитые сабли и копья высказывали люди в песнях. В исторической песне «Ой на горе и жнецы жнут» рассказывается о знаменитых казацких гетманах Дорошенко и Сагайдачном. Для них важнее личной жизни покой их родной Украины.

    Все время они в военных походах, так как много врагов посягает на щедрые и плодородные украинские земли.

    Среди небольших песенных жанров народ любил коломыйку. Она является неотъемлемым спутником будней и праздников, в которых отражались радость и горе, отношение певцов к событию.

    Народ свято бережет свои песни, которые являются проявлением его извечных стремлений к справедливости, добру и красоте. Они отмечаются большой художественной силой, глубокой эмоциональностью и живут столетиями, волнуя новые поколения людей волшебной силой своей поэзии.

    Честь и хвала украинскому народу, который создал эти сокровища, и мы можем с гордостью делиться ими, вызывать удивление и увлечение.

    Прислушайтесь, уважайте народное песенное творчество - казну нашей мудрости, нашей истории.

    Минуют века, изменяются поколения, а народная песня остается. И я верю, что будет жить украинская песня, наш народ, наша Украина!

    V. Домашняя задача.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Развитие связной речи. Письменная работа о роли украинской народной песни в жизни, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.