Цель: выполняя письменную работу, проверить знания учеников о народных социально-бытовых песнях, их особенностях и назначении; уметь грамотно высказывать собственные мысли относительно роли народных песен в жизни украинцев; развивать творческие способности школьников, их память, логическое мышление, умение последовательно излагать свои мысли, строить заключения, соответствующие обоснования; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать любовь к народной песне, уважение к ее творцам; прививать интерес к прошлому нашего народа, культуре родного края.
Тип урока: развитие связной речи.
Оборудование: тексты народных песен, ученические тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.
• Какие произведения устного народного творчества вам известны?
• Дайте определение песни. Сравните песню и коломыйку как жанры устного народного творчества.
• Почему песня была связана с жизнью народа?
• О чем свидетельствует распределение песен на разные виды? Правдивые ли они? Собственную мысль обоснуйте.
• Какими вы представляете тех, кто сочинял и распространял песенные произведения среди народа? (Ответ оформите, применяя прием «Домино», а именно: народ-творец - талантливый, умный, осведомленный, трудолюбивый...).
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Обработка содержания темы урока.
Как запоют, будто тебя на крыльях поднимают.
Народная мудрость.
Песня - это то, что уберегли мы, что приобрели, чтобы детям в наследство передать.
Л. Костенко.
1. Вступительное слово учителя.
Уважаемые друзья!
Я надеюсь, что вы очарованы украинской песней, ощутили наслаждение от ее богатейших мелодий, широты и красоты образов, волшебной силы, которая вызывает в душе тончайшие ассоциации, чувства, которые поднимают ее к вершинам человеческого достоинства, человечности, творчества.
Слушая ту или иную песню, мы познаем жизнь нашего народа, его историческое прошлое.
Украинцы всегда прославлялись своими песнями.
Поэтому я предлагаю вам выполнить творческую письменную работу, в которой каждый из вас высказал бы свои впечатления, чувства относительно роли украинской песни в жизни нашего народа.
Итак, давайте попробуем это сделать.
2. Требования относительно написания произведения.
• Четко определить и раскрыть направления раскрытия темы;
• соблюдение построения творческой работы;
• доступно, понятно и грамотно изложить собственные мысли;
• глубокая содержательность, самостоятельность анализа;
• эмоциональность и сжатость; образность выражения, оригинальность;
• стилистическое совершенство, лексическое богатство; орфографическая и пунктуационная грамотность; логические выводы, опрятность.
3. Выполнение задач.
3.1. Подберите собственные окончания к представленным произведениям из народной мудрости:
• Сказка - вранье, а песня... (правда).
• Кому хорошо живется, тот и песни... (поет).
• Он столько песен знает, что и...(на воловьей шкуре не написал бы).
• Всякая птичка свои песни... (поет).
• Не все то правда, что в... (песне поют).
3.2. Охарактеризуйте образ певца, которого касается данная пословица:
• Гудит как бугай в болоте (...).
• Кто в лес, а кто по дрова (...).
• Воет, как собака (...).
• Поет, как поросенок в дождь (...).
3.3. Игра «Домино».
Ученики на оборотной части доски делают запись-ответ одним словом на вопрос «За что я люблю народную песню?». Последний участник игры делает вывод.
(Например: милозвучность -> популярность -> жизненность -> остроумие -> поучительность -> обворожительность ->...).
3.4. Прокомментируйте народную мысль о песне:
• С песней работа спорится.
• Какой играют, такой и поют.
• Легче тебе на душе станет, как песня в твое сердце заглянет.
• Кто поет, тот кручину прогоняет.
• Старая песня и на новый лад.
• Петь смолоду учись, под старость не научишься.
• Лучше плохая дорога, чем плохая песня.
• Новые песни пой, а старые не забывай.
4. Перечень тем для выполнения письменной работы о роли украинской народной песни в жизни народа.
• «Украинская песня - поэтическая биография украинского народа».
• «Украинская песня - неувядаемое украшение духовной культуры народа».
• «Наилучшие песни Украины».
• «Украинская народная песня».
5. Выполнение письменной работы о роли украинской народной песни в жизни народа.
Ориентировочный образец произведения на тему «Украинская народная песня».
Есть счастливо одаренные натуры... и счастливо одаренные народы. Я видел такой народ, народ-музыкант, - это украинцы (П. И. Чайковский).
Она имеет то большое, единое, что не умирает, так как гремит, объединяет, дурманит страстным чувством духовности - имеет дух! И дух тот будит, возрождает, лелеет и питает песня!
(Т. Шевченко).
Украинская песня! Кто не был очарован ею и не вспоминал ее, как свое детство, свою юность, свое желание быть красивым, нежным, сильным и храбрым?
Украинская песня - одно из ценнейших духовных достояний нашего народа. Она возникла в трудовой деятельности людей, в ней отражены их обычаи и верования, борьба за лучшую судьбу, борьба с поработителями и захватчиками. В песне нашли свое отображение характер народа, его доброта, искренность, душевность и веселый характер. В ней проявились человеческие мечты, надежды, ожидания.
Песня повествует нам и о чумацких валках, нелегкой судьбе чумаков:
Ой, Бог знает, и Бог и ведает, Где чумаки ночуют.
В песне рассказывается о нелегкой судьбе рекрутов и заробитчан, тяжелых буднях крестьян-земледельцев и о веселых, радостных событиях в их жизни.
Народные песни отражают историю Украины. В исторических песнях воспевали судьбоносные события в жизни народа, прославлялись герои, рыцари.
Много бед пришлось пережить украинскому народу. И все печальные события, и победы, и надежду на казацкие знаменитые сабли и копья высказывали люди в песнях. В исторической песне «Ой на горе и жнецы жнут» рассказывается о знаменитых казацких гетманах Дорошенко и Сагайдачном. Для них важнее личной жизни покой их родной Украины.
Все время они в военных походах, так как много врагов посягает на щедрые и плодородные украинские земли.
Среди небольших песенных жанров народ любил коломыйку. Она является неотъемлемым спутником будней и праздников, в которых отражались радость и горе, отношение певцов к событию.
Народ свято бережет свои песни, которые являются проявлением его извечных стремлений к справедливости, добру и красоте. Они отмечаются большой художественной силой, глубокой эмоциональностью и живут столетиями, волнуя новые поколения людей волшебной силой своей поэзии.
Честь и хвала украинскому народу, который создал эти сокровища, и мы можем с гордостью делиться ими, вызывать удивление и увлечение.
Прислушайтесь, уважайте народное песенное творчество - казну нашей мудрости, нашей истории.
Минуют века, изменяются поколения, а народная песня остается. И я верю, что будет жить украинская песня, наш народ, наша Украина!
V. Домашняя задача.