Образцы творческих сочинений > Сочинения для младших классов > Развитие связной речи. Творческая работа. Составление собственной басни


     
  • Развитие связной речи. Творческая работа. Составление собственной басни

    Цель: посредством проведения творческой работы по составлению собственной басни проверить полученные учениками знания о басне как литературном жанре: ее идейно-тематическое направление, особенности построения, образность и аллегоричность; умение теоретические знания применять в практической деятельности; развивать творческие способности школьников, их память, логическое мышление, грамотность в преподавании собственных мыслей, наблюдений; формировать эстетичные вкусы; воспитывать интерес к следствиям собственной работы; уважение к творчеству; уверенность в своих возможностях, настойчивость в работе.

    Тип урока: развитие связной речи.

    Оборудование: рисунки учеников к составленным ими басням, библиотечка произведений известных украинских баснописцев и баснописцев мировой литературы.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    II. Актуализация опорных знаний.

    • Дайте определение басне как жанру литературы.

    • Чем басня отличается от других юмористических произведений?

    • Назовите известных вам баснописцев украинской и мировой литературы.

    • Для чего, по вашему мнению, составляют басни?

    • В чем заключается аллегоричность басен?

    • Почему названия животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных, насекомых и других в баснях пишутся с большой буквы? (Действующие лица).

    • Чем басня может быть актуальной и сегодня?

    • Чем отличается литературная басня от народной?

    • Из каких частей состоит басня? (Повествовательной и поучительной).

    • Каким образом определяется мораль той или иной басни?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Основное содержание урока.

    Работа пробуждает в человеке творческие силы. С. Т. Коненков.

    Кто работает, тот работу уважает. Народная пословица.

    1. Выяснение особенностей басни во время ее составления.

    1.1. Введение. Осуществляется краткое знакомство с героями произведения и событиями,

    а также выясняется, где, как, при каких обстоятельствах и с кем они будут происходить.

    1.2. Преподавание развития событий. При необходимости применяется диалог, раскрывается характер героев.

    Каждое событие в произведении должно быть четко благоустроенным, связанным с другими.

    1.3. Вывод. Должен содержать интригующий вопрос или сцену, которая бы дала возможность понять идейно-тематическое направление произведения или поучение (мораль).

    2. Требования относительно составления басни.

    2.1. Стихотворная или прозаическая форма.

    2.2. Сочувственный, доброжелательный или иронический смех.

    2.3. Небольшой объем.

    2.4. Изображение одного события из жизни главного героя.

    2.5. Основных действующих лиц немного (двое-трое, причем один или двое из них имеют какую-то смешную черту характера).

    2.6. Образность языка (применение выражений, сравнений шутливого характера, ласковых слов и т.п.).

    2.7. Содержит две (повествовательная, поучительная) или одну часть.

    2.8. Аллегоричность.

    3. Требования относительно представления басни.

    3.1. Выразительный рассказ (мимика, жесты, интонация).

    3.2. Объединение рассказа с наглядностью (ученические рисунки).

    3.3. Умение по возможности инсценировать.

    3.4. Подробный анализ собственной басни.

    3.5. Самоанализ.

    4. Пример небольшой басни.

    Баснописец.

    Молодой баснописец написал новогоднюю басню. Коротенькую басню о воре Хорьке. Как ночь, так беда - двух курочек в птичнике не хватает...

    Басню напечатали в районной газете. Вдруг - звонок. Звонят из одного районного учреждения.

    - Вы писали, ваша басня?

    - Моя.

    - Просим придти к нам.

    Автор пришел, сел. А ему учтиво:

    - Пожалуйста, опишите подробно: имя и отчество Хорька. Где живет, где его нора, какие спиртные напитки употребляет, одну или две женщины имеет. Курит папиросы или, может, курил. Временами не он в субботу магазин номер четыре сжег? Когда он кур хватал, то кто ему помогал?

    - Извините! Вы, очевидно, мою басню поняли буквально? Имя моего Хорька аллегорическое. Я пародийно намекал...

    - Ага, ага!…Ясно... Понятно...Вы, значит, намекаете, что в нашем районе есть пародийные куры, пародийные воры?

    - Неизвестно, может, воров и нет. Басня написана в манере письма Эзопа, широко известного в области.

    - Ах, Эзопа?…Да, говорите, он уже работает в областном центре? Тогда извините! Простите, что мы вас побеспокоили.

    (Александр Ковинько).

    5. Беседа с учениками о трудностях, которые возникли в них во время составления басни

    6. Заслушивание ученических басен.

    V. Итог урока.

    Беседа с вопросами:

    • Какие басни вам понравились больше всего? Чем именно?

    • Какая тематика и проблематика услышанных басен?

    • Что поучительного из этих произведений вам запомнилось, понравилось?

    • Ощутили ли вы себя писателями? Тяжело ли быть художником слова?

    VI. Объявление результатов творческой работы.

    Предложение учеников относительно внесения лучших, по их мнению, собственных басен в сборник «Лучший баснописец».

    VII. Домашняя задача.

    Подготовить мини-доклад о жизненном и творческом пути С. Руданского.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Развитие связной речи. Творческая работа. Составление собственной басни, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.