Сочинения по русской литературе > Сочинение по литературе 7 класс > Речь поэтическая и прозаическая у М. Ю. Лермонтова


     
  • Речь поэтическая и прозаическая у М. Ю. Лермонтова

    В. В. Виноградов в работе «Стиль прозы Лермонтова» (1941) пишет: «Исповедь души современного человека осуществляется на фоне трех жизненных эпизодов, восходящих к боевым сюжетам предшествующей литературы, в совокупности своей определяющих отношение «героя нашего времени» к природе и «детям природы», к светскому обществу, к теме судьбы и смерти. Душа раскрывается с разных сторон в потоке переживаемых и заносимых в дневник событий. «Я» современного человека меньше всего похоже на шумный романтический водопад. Романтические страсти и позы с их трагической мишурой — удел Грушницких В записках Печорина чрезвычайно остро обозначается отход от фразеологии и психологии романтического чувства, от сентиментальных прений и бешеных порывов романтизма.

    «Полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, — лелеет и наказывает себя как ребенка».

    На этой почве развивается эготизм современного человека. Неспособный к страстям и бурям, он логически разлагает переживание на его составные элементы. В противоположность романтику, который не может вырваться из вихря страстей и бурных переживаний, современный человек радуется всякому проблеску живого трепетного чувства в своей душе.

    «Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса». «Сердце мое болезненно сжалось, как после первого расставания. О, как я обрадовался этому чувству! Уже не молодость ли с своими благотворными бурями хочет вернуться ко мне опять, или это только ее прощальный взгляд, последний подарок, — на память?..»

    Показательно, что и тут анализ чувства завершается вопросом недоумения, столь характерным для рефлексирующего сознания. История души как литературный жанр должна была опираться не только на стиль повествования и на драматический язык воспроизводимых диалогов, но в гораздо большей степени на метафизический язык, язык психологических наблюдений и интеллектуальных рассуждений, на язык мыслей, заметок и афоризмов. Однако это психологическое раскрытие души современного человека, в связи с повествованием о трех значительных жизненных эпизодах, происходит как бы постепенно расширяющимися, концентрическими кругами».

    В. В. Виноградов приходит к выводу о том, что в прозе М. Ю. Лермонтова был осуществлен синтез стиховой и прозаической культуры русской речи. А. С. Пушкин поставил проблему метафизического языка. В творчестве М. Ю. Лермонтова она получила оригинальное разрешение, так как элементы публицистического и научно-философского языка стали органической, составной частью стиля художественной прозы. Таким образом была открыта перспектива широкого взаимодействия между стилями художественной литературы и стилями публицистики и науки: «В борьбе с романтической фразой и романтическим идеализмом Лермонтов нашел самостоятельную дорогу, воспользовавшись многими художественными завоеваниями самой романтической поэтики. В романтической культуре художественного слова Лермонтов нашел новые средства психологического изображения личности. Стихотворная речь пушкинской эпохи достигла гораздо большего сближения с живой устной речью, чем язык прозы. И Лермонтов перенес эти достижения стихового языка в область художественной прозы. В прозаическом языке Лермонтова отголоски и отражения стиховой фразеологии и стиховых конструкций лирически оттеняют, а иногда завершают реалистически оправданную и точно подобранную группу бытовых выражений. Тонкие стилистические переходы от языка деловой прозы к литературно-художественным оборотам, своеобразные приемы смешения простых повседневных фраз разговорной речи с выразительными средствами поэтического языка придают повествовательному стилю Лермонтова стилистическое разнообразие, семантическую сложность и психологическую рельефность.

    Синтез стиховых и прозаических форм в области лексики и фразеологии осуществлялся у Лермонтова посредством некоторого стилистического выравнивания сцепляемых звеньев одной фразовой цепи и семантического обострения их связей. В языке Лермонтова реалистически уравновешиваются элементы стиховой романтики и бытового протоколизма. Повествовательный динамизм пушкинской глагольной фразы сочетается здесь с отвлеченной точностью номинативных логических определений и с лирической выразительностью и психологической рельефностью качественных оценок и характеристик.

    В лермонтовской прозе открылось обществу, что «образовались стихии новой жизни и раздаются вопросы, которые дотоле не раздавались». «Тут было все — и самобытная, живая мысль... тут была и какая-то мощь, горделиво владевшая собою и свободно подчинявшая идее своенравные порывы свои; тут была и эта оригинальность, которая, в простоте и естественности, открывает собою новые, дотоле невиданные миры, и которая есть достояние одних гениев; тут было много чего-то столь индивидуального, столь тесно слитого с личностью творца, — много такого, что мы не можем иначе охарактеризовать, как назвавши «лермонтовским элементом».

    И все-таки можно выделить, как и авторские концепты, некоторые особые «авторские» конструкции, присущие М. Ю. Лермонтову как художнику, связанному со стилем барокко, и наиболее ярко репрезентирующие этот стиль. На протяжении всего текста в «Герое нашего времени» повторяются конструкции с многозначными придаточными. К ним внешне не приковано внимание, но они формируют наплывы смысла, складки текста, создают избыточность, характеризуются некоторой тавтологичностью. Это, как правило, местоименно-союзные соотносительные придаточные (субстантивные, адъективные, адвербиальные — качественно-количественные). Встречаются и другие разновидности придаточных усложненной семантики, но этот тип наиболее частотен. Можно найти множество способов рассмотрения языковой ткани «Героя нашего времени» как барочной, но все это внешние черты. Мы хотим обратить внимание именно на одну из черт синтаксиса текста М. Ю. Лермонтова, способствующую осуществлению интенсивностных смысловых и структурных порогов, усложнений и рельефности (складчатости) текста. Речь идет как раз о названных конструкциях, которые, как правило, сочетают в себе значения степени действия, цели, следствия и т. д.

    Такого рода модели Л. Ю. Максимов в свое время рассматривал как многомерные и динамичные, абсолютно проницаемые для типизированных лексических и функциональных элементов. Эти предложения имеют сгущенную многоплановую семантику, относятся, как правило, к типу местоименно-союз-ных соотносительных придаточных:

    «Местоименно-союзный соотносительный тип имеет контаминированный характер, — пишет Л. Ю. Максимов, — занимает промежуточное положение между местоименно-соотносительными конструкциями и расчлененными конструкциями соответствующих типов. Отнесенность придаточной части, с одной стороны, к сочетанию количественного, количественно-степенного, количественно-качественного или (редко) собственно качественного коррелята со знаменательным словом, а с другой стороны, ко всему главному, и типологически-конструктивный коррелят при союзном подчинении придаточной части создают противоречивый структурный механизм, порождающий не менее противоречивую семантическую продукцию — корреляционно-распространительные отношения, то есть как бы совмещение корреляционных (без сопоставления) и подчинительно-распространительных отношений».

    Замечание о противоречивом структурном механизме и не менее противоречивой семантической продукции здесь очень важно. Конструкции с многозначными придаточными встречаются в описаниях, повествованиях, рассуждениях в «Герое нашего времени», формируя сложные тектонические формы текста.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Речь поэтическая и прозаическая у М. Ю. Лермонтова, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Сочинение по литературе 7 класс
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.