Рекомендация старшеклассникам: УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ

  

Вы, вероятно, обратили внимание, что учителя все чаще используют в обучении форму лекции. Опираясь на программу и материал учебника, они по-своему строят изложение темы, сообщают новейшие для нее данные, приводят более интересные доказательства высказанных положений. Школьная лекция в пределах 30-40 минут урока помогает вам сориентироваться в большом и сложном материале (а значит, экономит силы и время), способствует уяснению сущности излагаемой темы, развивает внимание, обогащает речь - словом, очень интересный и нужный метод познания.

Но слушание лекции - это труд, и труд нелегкий!

Поставьте себе задачу: отвлечься от всех посторонних мыслей и во что бы то ни стало выслушать до конца лекцию, а если требуется, записать ее. Такая твердая установка не будет лишней: она дает психологический настрой для работы.

Во время лекции не обращайте внимания на жесты и мимику лектора - только слушайте и записывайте. Вначале слушать всегда легче, но надо сохранить в себе силы и желание быть внимательным до конца. Если лектор говорит о том, что вы знаете, или уходит в сторону от темы (такое бывает и с учителями) - не записывайте, дайте себе отдых. Как записывать лекцию - слово в слово? Конечно же, нет! Все можно записать, если лекция не читается, а диктуется. Но диктовку уже нельзя назвать лекцией. Настоящая лекция - это мышление вслух, живая человеческая речь, требующая от слушателя не торопливой, бездумной записи каждого слова, а аналитической работы мысли: выделить главное, зафиксировать в памяти, сделать соответствующую запись.

Итак, записываются только главные, ключевые положения (слова, словосочетания, предложения), точные формулировки, определения, понятия, выводы, а иногда - наиболее важные факты, доводы. Записываются кратко, своими словами в то время, как лектор приводит доводы, доказательства или повторяет уже высказанную мысль.

Для лекционной записи разрешается пользоваться приемами сокращения слов.

Вот несколько рекомендаций.

1.         Общепринятые сокращения:

  • и т. д. - и так далее           
  • см. - смотрите
  • и т. п. - и тому подобное 
  • ср. - сравните
  • г. к. - так как          
  • т. - товарищ
  • т. ч. - так что         
  • м. б. - может быть
  • т. е. - то есть          
  • т. о. - таким образом    
  • ч.-л. - что-либо
  • и др. - и другие     
  • г.-л. - где-либо
  • и проч.- и прочее   и др.

2.         Условные (т. е. принятые самим слушателем)

  • д-ия - демократия 
  • креп. - крепостной, крепостник
  • вос-ние - восстание         
  • кр-во - крестьянство
  • пр-ние - произведение    
  • р-ция - реакция и др.

3.         Сокращения до корня слова:

  • теор. - теоретический      
  • сборн. - сборник
  • траг. - трагедия     
  • стих. - стихотворение    и    др.

4.         Сокращение гласных в слове, отмеченное верхней скобкой

(как в старославянском языке):

  • члк - человек         
  • двр-дворянин, дворянство
  • рвц - революция   
  • лтр - литература и др.

5.         Идеограммы:

  • - направляется, ведет       
  • ? - вопрос, удивление
  • \ - возрастает, растет        
  • ! - выражение чувства

общих правил записи лекций:

1.         Пока вы не уловили мысль говорящего, ничего не пишите, а спокойно слушайте. Только поняв главную мысль, заносите ее на бумагу.

2.         Не пытайтесь записывать, каждое слово, все равно не удастся. Гонитесь не за словами, а за главными мыслями и записывайте их как можно короче.

3.         Пишите разборчиво, не «лепите» и не «мельчите», чтобы легко и быстро прочитывалось записанное.

4.         Все, что лектор пишет, вычисляет, чертит на доске, переносится в запись. Если показывает картину, карту, иллюстрацию, надо записать название автора, год и место издания.

5.         Вехами для деления записи на части, отделы и для указания на логические переходы являются «переходные» слова: далее, потом, с одной стороны, с другой стороны, во-первых, во-вторых, итак, следовательно, наконец и др. Их можно обозначить условным знаком-символом.

И последнее: сразу же после лекции записи обрабатываются. В случае несогласия с мнением лектора, непонимания тех или иных вопросов, пропуска какой-то важной мысли все, что зафиксировано в записи, выясняется и дополняется.

Только такая работа обеспечивает сознательное и прочное усвоение лекции. Интересно: как вы запишите лекцию учителя о жизни и творчестве Н. В. Гоголя?

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: