Роман «Чума» и двуликий герой Камю

  

Роман «Чума»  - наибольший среди прозаических произведений Камю. После выхода в мир роман был отмечен премией критики. Французский критик Г. Пикон писал: «В этом стройном произведении, звучит много разных голосов. В нем употребляются одновременно абсурд и бунт, равнодушие и страсть, холод и увлеченность, отчужденность и чувственность, ощущение вечного и мгновенного...».  Одним из главных источников романа является эссе А. Арто «Театр и чума», в котором автор выступает апологетом сюрреализма и усматривает задачу театра в том, чтобы, разрушая кажущуюся респектабельность общественных законов, освободить инстинкты, которые по обыкновению прикрываются правилами человеческого сосуществования. Трактовка «чумы» в романе Камю приобретает более актуальное и конкретно-историческое звучание.

Как отмечал писатель, «очевидное содержание «Чумы» - борьба европейского Сопротивления против фашизма». В романе присутствует и скрытый абстрактно-символический пласт, который позволяет толковать «Чуму» как роман-притчу о человеческом существовании вообще. В «Чуме» Камю развивает экзистенциалистические мотивы своих предыдущих произведений: абсурдность бытия, свободу человека, его выбор перед лицом смерти - и приходит к выводу, что «есть больше оснований восхищаться людьми, чем пренебрегать ими». Печать откликнулась на выход романа многочисленными статьями и рецензиями (статьи Р. Кана, Г. Пикона, К. Руа).

«Чума» - хроника чумного года в небольшом городке Орани на побережье Средиземного моря. «Чума» лишена поэтической, лирической интонации, которая иногда прорывается в «Постороннем» (например, в пейзажах). Повествовательная манера в «Чуме» сориентирована на достоверность документального свидетельства, на скрупулезность, точность протокольной записи. В центре романа - не судьба индивидуума, а «коллективная история», трагедия общества. Конфликт приобретает метафизический характер: это не столкновение отдельных личностей, судеб, характеров или общественных групп, а встреча человечества с безличной и грозной чумой, определенным абсолютным злом. В «Чуме» Камю жанром и художественной структурой романа задает определенное многоуровневое его прочтение. «Чума» - это и рассказ о фашистском нашествии, представленный в аллегорической форме, но вместе с тем это и миф о извечной судьбе человека.

Центральная фигура романа - врач Рийе в «граничной ситуации» осуществляет свой выбор: зло непобедимо, но Рийе, как и Сизиф, продолжает делать свое дело - лечить страждущих, утешать их и поддерживать. Рийе -  не герой, но он верен самому себе, в экстремальных условиях он сохраняет человеческое достоинство и ответственность перед своей совестью. Второй период творчества Камю завершает его философская работа «Мятежный человек», в которой писатель прослеживает историю идеи бунта. Камю последовательно рассматривает «метафизический», «исторический» бунт, «бунтарское искусство». Начальным пунктом его философии остаются абсурд и бунт как его следствие. Тем не менее, в «Мятежном человеке» представлено кое в чем другое трактование бунта, чем в «Мифе о Сизифе».

Бунт отныне не просто «отказ от примирения» и «зрелище человеческого пренебрежения», определенное абсолютное возражение, способное вызвать вседозволенность, а требование человеческой солидарности, признание стоимости «другого». «В бунте человек объединяется с другими людьми, и с этой точки зрения солидарность является метафизической», - писал Камю. Таким образом, в «Мятежном человеке» «индивидуальная ценность личности приобретает общечеловеческое значение и смысл» (К. Долгов). В сборнике рассказов «Изгнание и царство» Камю снова призывает пренебречь суетность повседневной жизни, победить в себе привычку обычного существования и слиться с «нежным равнодушием природы». Критика встретила сборник доброжелательными откликами. Г. Пикон заметил «материальный вес», который появился в новеллах сборника, отличный от абстрактности и аллегоричности предыдущих произведений Камю. В 1956 г. была опубликована повесть Камю «Падение» («La chute»). Сначала Камю собирался включить ее в «Изгнание и царство», но значительные размеры повести изменили его намерения.

«Падение» - произведение позднего Камю, которое отобразило по сути особенности его творческой эволюции. В повести заметна определенная смятенность писателя, невыразительность его авторской позиции. «Падение» - это исповедь «обманного пророка», человека умного, но бесчестного, который старается собственную моральную вину оправдать с помощью общей, по его убеждению, низости и греховности. Герой Камю - двуликий: он желает казаться порядочным, не будучи таким. Его главная забота - оправдать себя, а главное качество, по мнению самого Камю, - неспособность любить. Как отмечал исследователь творчества Камю - С. Великовский, в «Падении» Камю совершает расправу над собственным мировоззрением, что «неизбежно отстраняло заслоны, которые оберегали его бывший гуманизм от поглощения мучительным скепсисом и мизантропией».

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: