Романтический идеал свободы в ранней лирике Павла Тычины

  

Имя выдающегося украинского поэта Павла Тычины известно каждому. Его поэмы, особенно ранняя лирика, знакомят нас с необыкновенным миром, в котором властвуют идеалы свободы и национального освобождения. И возникает перед нами романтический герой, имя которому - украинский народ, ради которого автор готов отдать все, из-за которого у него разрывается душа. Украина, родная земля, Родина... А что может быть лучше для Родины, чем свобода, чем «ручей среди рощи как ленточка». чем когда «волнуют, в мае цветущие поля»? Это и есть свобода, когда свободно дышится, когда очаровывают глаз виды, когда нет никого, кто хочет посягнуть на независимость родной земли, на ее волю. Но если кто-то это сделает, поднимутся в бой тысячи молодых и отважных, как и сам П. Тычина: «Или же моя рука дрогнет, Что иду биться без оружия?». Но сейчас Украина заброшена, обесчещена: нет ни улыбающихся людей, не слышно песен, которыми так богата украинская земля. Удивляется этому даже Мария, мать «Христоса», ведь ее сын очень любил эту землю, страдал за нее.

  • Взглянула - везде тихо.
  • Чей-то труп во рже чернеет.
  • ( «Скорбна мать» )

Не может автор, как и Мария, смотря на то, что происходит сейчас на Украине - хотят  изменить эту жизнь. И потому появляется в творчестве П. Тычины образ Андрея Первозванного, который благословляет землю украинскую. Людям уже надоело молчать, ждать, что с неба упадет манна. Надо самим бороться за освобождение, за волю, за счастье:

  • Идут!
  • И все смеются, как вино:
  • И все поют, как вино:
  • Я - сильный народ.
  • Я молодой!
  • («Золотой гул»)

Украинский народ ощутил цену себе, поверил в то, что после победы революции настанет воля и для Украины. Поэтому с такой надеждой идут люди в бой, в котором решается их судьба. Романтическое настроение поддерживается и приветствием природы, которая искренне радуется минуте освобождения украинского народа из-под ярма неволи. Автор призывает собраться вместе, поднять украинские флаги и запеть «Завещание» - ведь это история родной земли, это ее идеалы, как и Богдан Хмельницкий, как и сам Софийский собор:

  • «Эй, вместе, вместе встанем
  • на врага мы, братья, -
  • Упорство! -
  • Кто предаст мамочку Украину -
  • проклятие тем, проклятие!»
  • («Ой что в Софийскому заиграли звоны...»)

Идет вперед украинское войско, преисполненное надежды на лучшую жизнь, овеянное кротким ветром, идет с песнями, которые поют легендарные кобзари. Идет, так как хочет земля жить не в крови, быть не кладбищем или пустошью, а ощущать свободное дыхание любви и согласия в своем доме. Украина видится им суверенным государством, которое свободно живет среди свободных народов. Путь к воле нелегкий. Случается на этом пути все: несчастье, горе, даже смерть. Поэтому и пишет П. Тычина, что «по кровавой по дороге нам идти в мир». Поднялись украинцы защищать родную землю - и погибло «тридцать мучеников». Но их смерть не была напрасной, так как они «превыше всего... любили свой любимый край». А значит, поднимутся те, кто любит Украину так, как и они, поднимутся, чтобы продолжить начатое дело - дело борьбы за освобождение родной земли. Изменилось время, и изменилась судьба Украины. Украинский народ уже не ощущает на себе «кандалов» неволи. Но еще много лет, на мой взгляд, будут читаться стихи Павла Тычины, которые возвеличивают Украину, украинский народ, который борется за волю, за независимость. И хотя «по кровавой по дороге» пришлось нам идти «в мир», я верю, что наша Родина выдержит все несогласия. И зацветет замечательным цветом, цветом счастья и любви!

Тяжелым был наш путь борьбы, поэтому нам срочно надо передохнуть. Что можно сделать? Разве что влюбиться?

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: