• Романтизм в творчестве Байрона

    С именем Байрона связана целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой литературы XIX столетия - эпоха романтизма. Современников поэта поражали чрезвычайный масштаб его художественных открытий, неординарность поэтического мышления. Наиболее проникновенные - прежде всего Гете и Пушкин - ощутили, что в художественном развитии человечество сделало шаг вперед, поскольку в творчестве Байрона видно новое отношение к миру и человеку в нем. В европейском романтизме не было другого поэта, который бы утверждал такую позицию «самодержавия» личности, которая противостоит всему окружающему миру. Как писал В. Белинский, «это личность, которая пришла в негодование против массы и в гордом восстании своем оперлась на саму себя». В этом точном формулировании ощущается и сочувствие направлению мыслей Байрона, и понимание впечатлительности его творческой позиции, так как индивидуализм поэта, находя крайние формы, знаменовал не только силу, но и слабость, опасность изоляции как героя, так и автора.

    Эта исходная противоречивость, двойственность художественно-философских устремлений английского поэта стали причиной неоднозначного отношения к нему как современников, так и следующих поколений. Признание исключительности его личности, феноменальной власти над сердцами и умом современников объяснялось тем, что личность поэта и его творчество неразрывные. Поэтому романтическое понятие «жизнетворчества» чрезвычайно важное в осмыслении творческого пути художника, поскольку все перипетии его драматической судьбы не менее интересные, чем стихи и поэмы.

    Джордж Гордон Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне. Его отец, гвардии капитан Джон Байрон, принадлежал к старинному роду, известному еще в далекие времена завоевания Англии норманнами. Мать будущего поэта, Кэтрин Гордон, происходила из рода шотландских королей. В скором времени после рождения сына родители разошлись. Отец, израсходовав свои и деньги жены, выехал, спасаясь от кредиторов, во Францию, где и умер в 1891 году. Мать с ребенком вынуждена была из-за отсутствия средств к существованию оставить Лондон и поселиться в шотландском городке Абердине.

    Несмотря на бедность, она прилагала все усилия, чтобы ее ребенок учился в хорошей школе, и все время обращалась к врачам в надежде избавить малыша от врожденной хромоты. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он неожиданно (после смерти брата своего деда Вильяма Байрона, сыновья которого умерли еще раньше) унаследовал титул пэра Англии. В скором времени новый лорд вместе с матерью покинул Шотландию и прибыл в замок своих предков - Ньюстедское аббатство. Замок оказался наполовину разрушенным. Но материальное положение маленькой семьи со временем улучшилось: миссис Байрон получила небольшую пенсию и смогла отправить сына учиться в Харроу, одну из двух аристократических школ Англии. Здесь будущий поэт провел около пяти лет, изучая соответственно тогдашней образовательной системе греческих и латинских классиков в оригинале, он переводил их на английской язык и сам старался писать латынью.

    Его первые стихотворные эксперименты были ориентированы на классическую традицию, но писал Байрон большей частью о том, что действительно волновало его воображение: о величественных пейзажах горной Шотландии, которые запомнились с детства, о не младенчески глубоких и драматических переживаниях дружбы и первой влюбленности. В стихе, посвященному школьному другу графу Делавару, поэт говорит о разрушительном влиянии каких-то врагов и завистников, которые помутили чистоту дружеского чувства:

    • Я думал: только смерть нас разлучит с тобой;
    • Но вот разлучены мы с завистью людской!
    • (Перевод А. Плещеева).

    Юный Байрон смело нарушает каноны классической оды (в ней поэт традиционно восхваляет дорогого ему героя), передавая драматизм чувства и улавливая его оттенки.

    Летние каникулы Байрон, как правило, проводил в Ньюстеде. Там он долго гостил в имении своих соседей Анслей Чавортов, дочь которых, семнадцатилетнюю красавицу Мэри Чаворт, горячо полюбил (Байрону было в настоящее время пятнадцать лет). Это глубокое и серьезное чувство, которое рано проснулось, принесло ему много страданий. Он уверял позднее, что никогда не знал более сильного чувства и не ощущал более сильного отчаяния, чем то, что пережил, услышав о замужестве Мэри. Она была равнодушна к хромому мальчику, вышла замуж за человека обычного и была с ним очень несчастливая. Этой драматической любви посвящен целый цикл в сборнике юношеской лирики Байрона «Часы досуга».

    Весной 1805 года Байрон закончил школу и в октябре того же года поступил в Кембриджский университет. Уже в скором времени поэт убедился, что ему не удастся получить здесь никаких серьезных знаний. «Меньше всего,- писал он в одном из писем,- думают здесь о науке, кажется, никто и не заглядывает в какого-нибудь автора, классического или современного... Бедные музы…». «Это место,- делает замечание он в том же письме,- настоящая резиденция дьявола. Оно называется университетом, но всякое другое название подошло бы ему несравненно больше, ведь забота о науке здесь на последнем месте».

    Студентов Байрон делил на две категории - стипендиатов, поневоле вынужденных заниматься казенной наукой и тупым зубрением, и представителей светской молодежи, которым не было никакого дела ни до науки, ни до университета и которые тратили время на развлечения, азартные игры и другое «веселье». Хотя в свой первый университетский год Байрон старался идти именно за этой «золотой молодежью», со временем он был недовольный этим и осуждал себя за «распущенность».

    Приезжая из Кембриджа или Лондона к матери в маленький городок Саусуэлл, где она поселилась, Байрон не спешил возвращаться в университет. Он много читал и писал, мечтал об издании сборника лирических стихов. Поэзия, по его собственному признанию, все больше становилась его «манией». Искренний интерес к творчеству молодого поэта проявляли его новые друзья - мисс Элізабет Пигот и пастор Бичер, с которыми он познакомился в Саусуэлле. Почитателей своего таланта Байрон нашел для себя и среди студентов университета: на протяжении пребывания последнего года в Кембридже он по-дружески сошелся с несколькими из своих товарищей - Метьюзом Хобхаузом и Девисом.

    Друзей объединяли любовь к литературе, интерес к философии и истории. Во всех этих сферах Байрон был довольно начитанный. Список прочитанных им книг, составленный в 1807 году, включает исследования по истории, философии, множество произведений и биографий английских классиков.

    Особенно тщательно читал Байрон философов и историков ХVII-ХVIII столетий - Вольтера, Руссо, Локка, Гиббона; он прекрасно знал английскую классическую и современную литературу, за развитием которой следил с большим вниманием.

    Первый сборник стихов, названный Байроном «Летающие очерки», была издан в 1806 году. Напечатанный всего в шестидесяти экземплярах, без подписи автора, он, по совету Бичера, который остро осудил допущенные молодым поэтом «вольносто», был уничтожен Байроном еще до того, как успел попасть к читателям. В следующем году поэт дважды издает свои произведения - в начале 1807 года появился сборник под названием «Стихи на разные случаи жизни» (вторая редакция «Летающих очерков»), а в середине того же года уже с подписью автора и с добавленными многочисленными новыми стихами была напечатана третья редакция сборника с названием «Часы досуга».

    В юношеских стихах Байрона, как в стихах почти каждого начинающего поэты, легко прослеживаются те литературные источники, на которые он ориентировался. Заметное место в сборнике «Часы досуга» занимают поэтические переводы из древнегреческой и древнеримской поэзии - обозначились годы изучения древних языков, которые выработали у молодого поэта стойкий интерес к классической литературе. Даже для своих оригинальных стихов он часто заимствует эпиграфы, полные классических реминисценций. Байрон воспевает  Кембридж и реку Кем, называя ее древним именем Гранта; холм, на котором стоит школа Харроу, он не забывает дать классическую похвалу этому «олицетворению учености».

    В это время мысли Байрона обращены к родительскому дому, школе, университету, и пишет он о них соответственно канонам английской поэзии XVIII столетия, в которой переплетаются классические и сентименталистские влияния. Два стиха, например, посвящены дорогому ему родительному замку Байронов - Ньюстедскому аббатству. В стихе «Прощание с Ньюстедским аббатством» поэт жалеет, что, когда-то пышный дом его предков, сегодня разоренный и покинутый. Художник вспоминает о бывших жителях имения, суровых воинах, которым отдали жизнь за короля Карла І во время гражданской войны. Поэт оставляет дом дедов и родителей, но клянется быть верным их доблести и отдохнуть в назначенный срок рядом с ними.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Романтизм в творчестве Байрона, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.