Романы и трактаты Уильяма Годвина

  

Роман Годвина «Калеб Уильямс, или Вещи, которыми они являются» связан с трактатом «Соображения о политической справедливости» и в определенной мере может считаться его художественной иллюстрацией. Тем не менее, социально-историческое значение романа большое, поскольку изображенные в нем события не только знакомят с бытом, общественным устройством и жизнью английского общества конца XVIII ст., а и поднимают важную проблему существования законов для богатых и бедных, в сущности, для двух наций. Главный герой романа плебей Калеб Уильямс — сын фермера, который стал сначала секретарем, а потом доверенным лицом помещика Фердинанда Фолкленда.

Калеб — необыкновенная личность, тонкий и умный наблюдатель, честный и откровенный, который увидел во внешности просвещенного аристократа высшую духовность, богатый внутренний мир, скрытую силу, но вместе с тем он делает замечание и определенную напряженность и искусственность поведения Фолкленда, наличие в его прошлом тайны, которую тот старательно старается припрятать. Большая часть романа посвящена преследованию Уильямса Фолклендом, который, используя свое привилегированное положение, власть, полнейшую бесправность неимущих, решает, чего бы это ему не стоило, страхами и преследованиями удручить личность Калеба, сломать его ум и волю, заставить забыть о своих преимуществах перед такими, как он, Фолкленд. Испытания, через которые проходит Калеб, не уничтожили в нем веры в добро, желание защищать истину и справедливость.

«Меня можно притеснить, но даже если я умру, то умру упираясь», — говорит он. Тема развенчивания несправедливых законов, изобличение социальной несправедливости и своеволия решаются Годвином параллельно с темой воспитания Калеба, его мужеством, духовным прозрением. Стремясь к объективности и правдоподобию рассказа о вещах, которыми они являются на самом деле, автор делает своего героя рассказчиком, который делится своими лихими приключениями с читателем, и лишь в отдельных сценах выступает сам то в роли наблюдателя, то в роли судьи.

Второй роман Годвина «Сент Леон» интересен углублениям собственнических эгоистических тенденций в творчестве писателя, которое проявилось в осуждении власти золота. Бесчисленное богатство не только не приносит счастья Сент Леону, который знает тайну философского камня, а и усиливает его одиночество, его мучения. Как и Калеб Уильямс, Сент Леон видит несправедливость, которая существует в мире, но изменить хоть что-нибудь не в состоянии: он не может дать счастья окружающим и еще больше отдаляется от них. «Сент Леон «написан в стиле рыцарских романов, о чем свидетельствует даже композиция. Действие происходит в средневековой Франции. Это история дворянина Сент Леона, который, продав душу дьяволу за богатство и эликсир долголетия, не приобретает, а постепенно теряет все — близких ему людей, дружбу, любовь, становится предметом осуждения и гонений, в конце концов, превращается в соперника собственного сына и только тогда осознает всю бесполезность своих намерений. Годвин считал, что «протестантская Реформация стала рассветом интеллектуальной свободы человека».

Примечателен выбор стран и городов, в которых оказывается герой Годвина, — Швейцария, Констанция, Саксония, Тоскана, Испания, Венгрия. Испания времен инквизиции, Швейцария, Саксония и Венгрия были знакомы огромным количеством кальвинистов. В романе много реальных исторических персонажей. Сент Леон в свите своего дяди находит маркиза где Валеруа, который был королевским секретарем во время борьбы Генриха де Гиза и Генриха Наваррского. В доме своей будущей жены Маргерет де Дамвиль Сент Леон встречает Мор (переводчика гугенотских гимнов), Рабле, Эразма, Скалигера. Сам де Дамвиль сыграл значительную роль во время религиозных войн, но известнейшим был Гаспар де Колиньи, кальвинист, лидер гугенотов. Используя реальные события и реальные исторические лица эпохи Реформации, Годвин развивает центральную тему романа — существование ошибочных взглядов и нетерпимости, которая проявляется в жестоком преследовании человека, обвиняющегося лишь в подозрениях. Исторические события нужны были Годвину для того, чтобы осмыслить события французской революции. В «Мыслях о французских делах» (1771) он использовал такую же самую аналогию, утверждая, что «последняя революция в доктрине и теории, которая состоялась в Европе, — это Реформация».

Следующим романом Годвина был «Флитвуд, или Новый человек чувства» («Fleetwood», 1805). Дружба с английскими романтиками — В. Вордсвортом, С.Т. Колриджем, Лемом и Хезлитом существенно повлияла на тему и характер произведения, выбор главного героя. Образцом для Годвина служил также сентиментальный роман Г. Маккензи «Юлия де Рубиньи», которым восхищались его современники и друзья. Казимир Флитвуд создан под влиянием чрезвычайно пластического и тонкого образа Вордсворта, его рассказов о путешествии по Швейцарии. В книге описаны блуждания героя по любимым местам романтиков — Озерному краю, Уэльсу. Да и сам меланхолический, печальный характер Флитвуда созвучен с английским романтическим пейзажем. Тематика романа связана с утверждением значимости индивидуальной отдельной судьбы в сравнении с фальшивыми ценностями цивилизованного общества. Ранние странствия героя Годвина, весьма похожего на байронического: мирную жизнь на лоне природы в Мерионетшири, модные вечера в Оксфорде, элегантная утонченность Парижа времен Людовика XV, литературные салоны, парламентские дебаты — порождают у чрезвычайно чувствительного Флитвуда мизантропию и неверу в жизнь, от которых его спасает встреча с Мэри (ее прообразом была Мэри Воллстонкрафт). Семейная жизнь представляется Флитвуду безоблачной и счастливой.

По первоначальному замыслу роман Годвина должен был называться «Лемберт». И Флитвуд, и Лемберт фигурируют в истории гражданской войны в Англии, они были современниками Дж. Мильтона, им протежировал Кромвель, которого они пережили, став свидетелями той коррупции и распада, которые настали после эпохи «знаменитой революции». Писатель пользовался разнообразными историческими источниками, созданными преимущественно французскими эмигрантами, которые смотрели на Англию будто бы со стороны. Его воображение вдохновилось также выдуманной историей Лемберта из книги А.Ф. Прево «Жизнь и приключения м-ра Кливленда, внебрачного сына Оливера Кромвеля». Тем не менее, Годвин кое-где изменил исторические события, переставил фигуры. Он поместил своего героя, потомка семьи, что жила в золотую эпоху английской свободы, во времена правления Людовика XV. Исторический Флитвуд — епископ Айли (1656 — 1723) — привлекал Годвина той активной ролью, которую он играл во времена владычества королевы Анны. Годвин начал создавать новый этап исторического романа почти вместе с тем со В. Скоттом, что свидетельствовало о существовании сильной романтической линии развития романа, который походит из романа приключений и событий, романа о частной жизни и историческом рассказе. После выхода из печати первого романа Скотта Годвин не отказался от карьеры романиста, хотя соревноваться с выдающимся писателем того времени было тяжело. «Мандевиль» (1817), «Клаудесли»(1830) и «Делорвн»(1831) — романтические произведения Годвина, которые хоть и неодинаковой мерой, но повторяли своеобразного прототипа «Флитвуда». Два последних произведения писателя малоизвестные даже на родине Годвина, хотя его имя не вычеркнуто временем из истории английской литературы.

Творчество Годвина является интересной и важной страницей в истории раннего романтического романа, служа будто переходным мостиком между «якобинским» романом и романтическим. Писатель делает попытку преодолеть некоторые просветительские идеалы, создать новый тип романтического героя, который несет, правда, черты просветительской идеологии, обусловленные культом Болинброка, обращается к типично романтической форме изложения трагического разрыва героя с обществом – роман - исповеди.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: