Школьные сочинения по украинской литературе > П. А. Кулиш и Н. Г. Кулиш в украинской литературе > Сатирическая комедия «Мина Мазайло». Развенчание национального нигилизма, духовной ограниченности


     
  • Сатирическая комедия «Мина Мазайло». Развенчание национального нигилизма, духовной ограниченности

    Цель:   представить сведения о жизненной основе пьесы «Мина Мазайло», выяснить причины появления в общественной жизни Украины национального нигилизма; развивать умение самостоятельно мыслить, давать собственную оценку прочитанному, анализировать тематику, образную систему произведения; формировать активное не восприятие таких моральных черт, как скряжничество, подхалимство и т.п.

    Тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: словарь терминов, текст комедии «Мина Мазайло».

    Кулиш-Драматург был талант мирового масштаба.

    Не буду искать опасных аналогий в классике -

    между Шекспиром и Шиллером или Мольером или Бомарше,

    но в современной ему... драматургии он не имел себе равных...

    Ю. Смолич.

    Ход урока.

    I. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

    ІІ. Актуализация учебной деятельности учеников.

    1. Работа с карточками.

    Карточка № 1.

    •          Как начинался путь в литературе Н. Кулиша?

    •          Н. Кулиш и ВАПЛИТЕ.

    Карточка № 2.

    •          Расскажите об участии Н. Кулиша в Первой мировой войне.

    •          В каких театрах ставились пьесы Н. Кулиша?

    Карточка № 3.

    •          Расскажите об условиях развития украинской драматургии и театра в 1920-1930 гг.

    •          Где и кем был изображен Н. Кулиш под именем Данила Чабана.

    Карточка № 4.

    •          Расскажите о гражданской и общественно-политической деятельности Н. Кулиша, о его участии в создании нового украинского театра.

    •          Где и когда была поставлена первая пьеса драматурга?

    Карточка № 5.

    •          Сколько пьес написал Н. Кулиш? Назовите некоторые из них.

    •          Кто из украинских писателей назвал Н. Кулиша «драматургом мирового масштаба»?

    Карточка № 6.

    •          Какие вы знаете социально-бытовые драмы Н. Кулиша?

    •          Что такое драма как литературный род и вид?

    Карточка № 7.

    •          Расскажите о пьесах Н. Кулиша революционной тематики.

    •          Какое влияние на талант Н. Кулиша-Драматурга имела дружба с Н. Волновым, Л. Курбасом?

    Карточка № 8.

    •          Когда и на какой основе возникла пьеса Н. Кулиша «97»?

    •          Что мы называем драмой? Какие вы знаете драмы Н. Кулиша?

    Карточка № 9.

    •          Когда и как был арестован Николай Кулиш?

    •          Какое произведение является своеобразной трилогией о жизни украинского села 20 - начала 30-х гг. XX ст.?

    2. Повторение понятий теории литературы.

    Драматическая литература (гр. букв. - действие) характеризуется приспособленностью для сценической интерпретации. Основным ее признаком являются назначения для театрального спектакля. Текст драматического произведения - это слова героев и ремарки, которые указывают режиссеру на декорации и действия персонажей.

    Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия, водевиль, мелодрама.

    Сатирическая комедия — произведение, в котором с помощью специальных сатирических средств резко высмеиваются существенные общественные недостатки, изображаются смешные (комические) события и персонажи.

    III. Восприятие учениками нового материала.

    1. Вступительное слово учителя.

    Николая Кулиша называют творцом «модерной драмы». Но драматург заставляет и сегодня воспринимать одно из своих лучших произведений не глазами, а сердцем, читать и перечитывать его, смеяться и задумываться над проблемами настоящего, которые корнями своими достигают в далекое прошлое. Сюжет пьесы известный еще со времен Мольера и Карпенко-Карого. И у Н. Кулиша он заискрился новыми красками. Гений Николая Гуровича Кулиша перекинул мостик между эпохами и пока будут жить Мины, которые рода не помнят, будет эта пьеса актуальной. Сюжет комедии острый, напряженный, а его герои непредсказуемы в своих поступках, и вместе с тем неповторимо самобытные.

    2. Устные сообщения учеников.

    Из истории комедии.

    По воспоминаниям современников, Николай Кулиш очень осторожно вел себя со словом, не терпел использования «не тех» слов, а украинский язык знал очень хорошо и высоко ценил его, утверждая, что таких богатых и сочных языков, как его родной, очень мало на свете. Поэтому, наверное, Н. Кулиш написал пьесу «Мина Мазайло», в которой поднял языковую проблему. Писатель был влюблен в красоту, эмоциональность, выразительность украинского языка и старался бороться за его дальнейшее развитие. «Мина Мазайло» - одна из наилучших пьес, которую кто-то из исследователей назвал «филологическим водевилем», так как в ней много внимания уделено слову. На протяжении года комедию «Мина Мазайло» напечатали . Сначала в одном из наиболее самобытных и «европейских» украинских изданий конца 20-х гг. XX ст. - юмористически-сатирическом альманахе «Литературная ярмарка» (шестое число за 1929 г.), вокруг которого, как известно, объединились бывшие члены ВАПЛИТЕ, среди которых были Н. Волновой, О. Предрассветный, Н. Кулиш, Ю. Яновский, Г. Косынка, В. Сосюра, Г. Эпик, И. Днепровский, П. Панч, Н. Бажан и др. А позднее, все в том же 1929 г., пьеса вышла в Харькове отдельной книгой. После постановки и публикации комедия стремительно получила признание. Проблематика, художественные реалии произведения живо обсуждались в печати, стали предметом дискуссий, в процессе которых высказывалось немало высоких и очень высоких оценок. В 1929 г. комедия появилась на сценах Днепропетровска и Херсона, Одессы и Винницы, Житомира и Мариуполя. В Киеве поставил Игнат Юра, в Харькове - Лесь Курбас. «Березильский» спектакль триумфально прошел в Одессе и Киеве, а летом 1930 г. - в Грузии, во время единственного выезда «Березиля» за границы республики. Так же триумфально был снят в конце 1930 г., когда процесс украинизации пошел на спад.

    4. Беседа по произведению.

    •          Когда и где происходит действие? (Действие происходит в доме Мины Мазайло на Н-ской улице, 27, Холодной Горы г. Харькова, в тридцатые годы XX ст., в период наибольшего распространения украинизации).

    •          Мы знаем, что Мокий Мазайло очень увлекается украинским языком и хочет переработать свою фамилию. На какую именно? (На Мазайло-Подмазок).

    •          Каким образом Мина стремится улучшить знания русского языка? (Хочет нанять учительницу русского языка).

    •          С какой целью мамочка решила написать письмо к тете Моте в Курск? (Чтобы она немедленно приехала и уговорила Мокия изменить взгляды).

    •          Знакомя Улю с Мокием, Рина переделывает фамилию Ули Россохина на Развалину. Зачем? (Чтобы угодить брату).

    •          Из скольких сцен состоит второе действие? (Из девяти сцен). Сжато перескажите основные события.

    •          Как именно Рина, Мазайлиха и тетя Мотя сходили с ума от радости? (Вместе с Миной они начинают переодеваться, представляя разные способы звучания своей новой фамилии: Мазенины. Их реплики заканчиваются строками из того русского стиха, с помощью которого учительница учит Мину правильно говорить по-русски. Газету вставляют в раму).

    •          В чем обвинили дядю Тараса? (В шовинизме, чем он очень недовольный).

    •          Чем заинтересовало вас это произведение как читателей?

    •          Как узнал Мина об изменении своей фамилии? (Мина Мазайло вычитывает в газете, что изменение фамилии уже состоялось).

    •          За что освободили с должности Мину? (За систематическое и злонамеренное сопротивление украинизации).

    •          Есть ли в комедии персонажи, которым вы импонируете?

    5. Исследовательский практикум.

    Определить проблематику комедии, опираясь на текст.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Сатирическая комедия «Мина Мазайло». Развенчание национального нигилизма, духовной ограниченности, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.