Сатирическая комедия «Мина Мазайло». Развенчание национального нигилизма, духовной ограниченности

  

1.         Языковая проблема в комедии. Художественное воспроизведение проблемы украинизации. (Произведение Н. Кулиша освещает проблемы русификации Украины, которую в 1920-х гг. большевистские идеологи старались прикрыть так называемой «украинизацией». Пьеса написана на материале, который был характерен для Харькова 1920-х гг., отражает говор Харьковщины тех времен. Главный герой Мина Мазайло с комической целеустремленностью старается изменить свою фамилию на русскую, более благозвучную. Этим он надеется повысить свое служебное положение, получить авторитет среди служащих. Мина - оборотень, который хочет отречься не только от родного языка, а и от своего национального «я». Герой берет уроки русского языка, старается всю семью лишить права разговаривать на украинском языке, что и приводит к острому конфликту в семье. Часть - за украинизацию (сын Мокий, дядя Тарас), а часть - за русификацию (тетя Мотя, Рина).

2.         Проблема умения отстаивать свою мысль. (Пьеса «Мина Мазайло» учит нас отстаивать свои вкусы и убеждения, не бояться сказать вслух мысль. Даже встретившись с разными тетями Мотями, минами, ринами, не следует тихо соглашаться со всем, ими сказанным. Надо учиться не стыдиться себя, прежде всего своего происхождения и семьи).

3.         Проблема отношений между родителями и детьми. (Мокий и Мина, хотя отец и сын, но в жизни они являются антиподами. Надо уметь слушать друг друга, принимать общие решения, искать «золотую середину»).

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальная беседа.

•          Чем отмечается композиция произведения?

•          Как тему комедии «Мина Мазайло» определил сам автор?

•          Какая особенность основного конфликта произведения?

•          Что общего во взглядах Мокия и дяди Тараса из Киева?

V.        Итог урока. Заключительное слово учителя.

Н. Кулиш был многогранно одаренным художником. Человеком исключительной творческой и гражданской энергии. Самобытным новатором-экспериментатором, все, что он успел сделать, написать, это было, подчеркивал Ю. Смолич, «...лишь начало, только первый несмелый еще приступ, только запение и проба сил - все и в творческой, и в общественной жизни Гуровича было еще впереди. Творческой и общественной энергии было в нем заложено не на много десятилетий, и развивался его талант не медленно, не неторопливо, а бурно... - как не у кого из его современников».

VI.       Домашняя задача.

1.         Повторить теоретический материал.

2.         Написать реферат на тему «Язык персонажей пьесы Н. Кулиша «Мина Мазайло» как средство их характеристики».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: