Сатирическая типизация в комедии И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»

  

И. Карпенко-Карый - один из корифеев украинской сцены. Драматическое творчество И. Карпенко-Карого - наибольшее достижение украинской классической драматургии XIX столетия. Из-за огромной познавательной и художественной ценности его произведения уже более века имеют незаурядный успех. «...Целостность драматического творчества Карпенко-Карого, - писал его выдающийся современник Иван Франко, - наполняет нас чувством удивления его талантом. Охватить такой широкий горизонт, заселить его таким множеством живых человеческих типов мог только первостепенный поэтический талант... ».

 «Сто тысяч» - значительный шаг на пути творческого роста.

1. Осуждение недостатков общественной жизни. В пьесе автор острие своей сатиры направил против сельских мироедов, пронизанных ненасытной жадностью к обогащению. Все внимание Карпенко-Карый сосредоточил на типичном образе «корыстолюбца». Неудачная попытка дешево приобрести сто тысяч фальшивых карбованцев выступает лишь как эпизод, который помогает глубже раскрыть характер персонажей.)
2. Центральный персонаж комедии - Герасим Мошна. (Это черствый и усердный собственник, который более всего любит землю и старается ее приобрести как можно больше. Жадность обогащения стала единственной всепоглощающей страстью сельского мироеда. Все поступки обусловлены этой страстью, подчинены этой мечте. Даже родственные чувства у Мошны притуплены собственническими интересами. Таких, как Герасим Мошна, в 80-х годах было немало, что дало возможность стаям мошенников обирать этих ослепленных жадностью хозяев.

3. Призрачное стремление Бонавентуры. Копач восхищается предприимчивостью таких, как Мошна, «хозяйственных мужиков», которые постепенно прибирают к своим рукам земли. Сам он тоже мечтает разбогатеть, поэтому и ищет сокровище, перекапывая тонны земли. Он хочет разбогатеть сразу, без изнурительной ежедневной работы.
4. Своеобразность образа Савки. Кум Мошны, Савка, тоже мечтает о деньгах. Ради них он готов идти в ад, отдать душу Люциферу. На Ивана Купала он ходил на раздорожье кланяться Игнату безпятому и попросить денег. Ради обогащения он готов на все, ничего не боится: «Страшно только без денег, - говорит он, - а с деньгами, сказано же, и черт не брат».

ІІІ. Отображение реальной жизни. Ничего выдуманного в пьесе «Сто тысяч» нет. Все в ней взято из жизни, которая бурлила вокруг И. Карпенко-Карого. И персонажей было с кого рисовать: в селах в те времена появилось много новых богатеев, которых и высмеял драматург в своей сатирической комедии.

Иван Карпенко-Карий - писатель-драматург, который всю свою жизнь и творчество посвятил становлению и росту украинского театра. Пьесы его поднимали больные проблемы II половины XIX столетия, раскрывали характерные особенности тогдашней жизни. Пьеса «Сто тысяч» - произведение о жизни крестьянства в первые пореформенные года. Еще с детства, живя среди крестьян-крепостных, И. Карпенко-Карый изучал их быт, хорошо знал традиции, а когда стал драматургом, то одной из ведущих тем его творчества стала тема жизни и быта украинского народа. Общаясь с земляками, драматург заметил одну черту, очень характерную для крестьян, а именно: чем больше крестьянин стремился к материальному обогащению, тем больше он притворялся честным и богобоязненным, а иногда шел даже на преступление. И. Карпенко-Карый в пьесе «Сто тысяч» дал полную характеристику украинскому крестьянству, показал процесс расслоения, разделение крестьян на земельных и безземельных.

В пьесе мы встречаемся с богатым крестьянином Герасимом Мошной, нанимаемым крестьянином Климом, у которого нет земли, с бедным крестьянином Савкой, упоминаются в произведении Пузырь и Желудь, которые уже являются земельными магнатами. Иван Карпенко-Карый показал в пьесе, как вследствие обеднения господ-помещиков среди крестьян появились новые богатеи, которые были трудолюбивыми, но малообразованными людьми, и более всего желали стать богаче бывших господ. Таким является Мошна, весь смысл жизни которого - приобретение земли.

Он скупает землю и у крестьян, которые разорились, и у помещиков, которые не смогли приспособиться к новым условиям, не выдержали конкуренции и вынуждены продавать свои имения. «Сто тысяч» принадлежит к лучшим сатирическим комедиям в украинской драматургии. Направив произведение против сельских мироедов, пронизанных ненасытной жадностью к обогащению, автор рассказал и о том, как разделилось крестьянство после отмены крепостного права, и показал, как длился этот процесс.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: