Символика желтого цвета в романе В. Барки «Желтый князь»

  

Еще десять лет тому  назад мы даже и не знали о тех страшных событиях. Лишь где-то, в некоторых книгах, были какие-то воспоминания о неурожае 1932 года. Но с провозглашением независимости Украины начали появляться "интересные" и ужасные факты из нашей истории, истории строительства социализма. Именно в наши времена увидели свет запрещенные книги, которые глубоко раскрывают всю ту позорную политику партии относительно Украины. Так, произведение В. Барки "Желтый князь" рассказывает о страшных событиях голода 32-33 годов. Этот роман является летописью семейной жизни семьи Катранников.

Почему так произошло? Что послужило причиной ужасного голода? На этот вопрос могут дать ответ такие факты: именно в то время Сталин решил, что надо строить крепкую, мощную военную промышленность. Но как? Западные страны денег на это не дадут, сами не сможем - нет ни средств, ни станков, чтобы оборудовать новые заводы! А что делать, где достать средства? В селе! Именно на село легло это бремя - и прокормит города, и даст хлеб государству, чтобы было, что продать заграницей, и все, все, все ... Именно в то время у крестьян отобрали все, что они вырастили за год. Действительно, продали по самым низким ценам зерно, СССР купил все необходимое оборудование для военной промышленности. А село? ... Село оказалось в таком ужасно положении, что даже некоторые партийные руководители были напуганы.

Именно о положении села рассказывает роман "Желтый князь". Автор глубоко раскрывает иную проблему. Оставшись без хлеба, село голодало. Люди не только поели всех собак, крыс, домашних животных, а начали превращаться в каннибалов. Может ли нормальный человек съесть своих детей? Нет! Но до этого их довела советская власть... Село вымирает, люди деградируют, а партия заявляет, что народ начал жить лучше!... Неужели все так плохо, неужели это - конец? Нет! В то время народ выжил. У автора также есть надежда: он оставляет живым Андрейку; именно в него автор вкладывает надежду на лучшее. Вопреки всему народ живет!

Сейчас мы даже не можем себе представить те события. Но это - наша история, какой бы она не была. Мы все должны помнить те преступления советской власти. История называет многих преступников XX века, таких, как Гитлер, Хо Ши Мин. Но почему-то никто не называет имя "отца народов"! Сколько людей погибло в концлагерях, сколько погибло в подвалах НКВД, сколько погибло от голода ... Меня приводят в удивление те люди, которые сейчас ходят с портретами Сталина и называют его "вождем народов".

Он совершил много преступлений против человечества, он - преступник! Но самое худшее то, что свои, украинцы, помогли тем, кто ограбил село; то, что наш народ молчал! Народ, который не повиновался ни татарам, ни полякам, ни туркам, покорился какой- то партии.

Я считаю, что лучше погибнуть с оружием в руках на поле битвы, чем умирать как последняя собака. Мы великий народ - не часть российского! У нас знаменитое прошлое, и мы должны всегда бороться против наших угнетателей! Мы - народ!

Роман В. Барки «Желтый князь» является одним из ярчайших описаний украинского голодомора 1932-1933 годов. Ключом к пониманию авторской концепции произведения и одним из его ведущих символов становится желтый цвет, который встречается уже в названии романа. Он входит в повествование произведения в характеристике одного из фанатичных и бездушных прислужников нового режима, Григория Отроходина, который называется рыжим. Упоминание, что он носит зеленый френч, «как у вождя», отсылает читателя к главе господствующей властной вертикали.

Желтый цвет становится символом антигуманной власти, которая уничтожает людей, который благодаря библейским упоминаниям ассоциируется с абсолютным злом, дьявольской силой. Поэтому все, с ней связанное, приобретает желтый цвет. Это и стены государственных учреждений, и серо-желтые двери райкомовского здания. Характерно, что Отроходин со временем, как и ему подобные другие сторонники власти, «чертова сила», теряет имя и называется просто «рыжий», «золотозубый». Таким образом, с потерей человеческой сущности, на первый план в изображении невольной личности выдвигается цветная характеристика как признак причастности к новой, «чертовой» власти.

Название «Желтый князь» можно трактовать неоднозначно: это и олицетворение бездушной новой власти во главе с И. Сталиным, «Антихристом», и символ голода, который властвует на улицах агонизирующего села. Господство «желтого князя» приводит к сплошному омертвению, «руине». В романе желтый - это символ смерти, уничтожения, как окружающего мира, так и человека: желтыми являются и сухие сорняки, и трава на тихих улицах полумертвого села, и мертвые тела людей, которые погибли от голода.

Итак, желтый цвет в романе используется преимущественно для обозначения нечеловеческой силы, которая приводит к омертвению и упадку. Все, к чему она притрагивается, тоже желтеет, будто от дыхания адского огня.

Но вместе с тем желтый возникает и как цвет животворного солнца, колосьев, хлеба. Это символ жизни и обновления, надежда, которая не умирает. Ведь остается жить самый младший из семьи Катранников - Андрейка, - который несет с собой тайну золотой чаши, наибольшей ценности крестьян. Необходимо указать, что отрицательная нагрузка золотого, или желтого цвета в случае с чашей снимается. Она становится символом света, который вопреки всем притеснениям, преодолевает тьму и мрак. В противостоянии двух вечных ценностей - добра и зла - невозможен абсолютный победитель, и хотя царство желтого князя все распространяется, свет не исчезает окончательно.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: