Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству И. Ф. Драча > Сквозной пафос жизнеутверждения в новелле Григория Косынки «Во ржи»


     
  • Сквозной пафос жизнеутверждения в новелле Григория Косынки «Во ржи»

    Тревожным, трудным и полным нерешенных противоречий - именно таким возникает перед нами время революционных и пореволюционных событий в Украине ХХ столетия из произведений выдающихся мастеров слова, деятельность которых припала на 20-30 годы. Новеллы Г. Косынки о тех бурных временах занимают одно из видных мест среди правдивых историй о человеке и времени, написанных непосредственными свидетелями, участниками тех событий.

    И вопреки чудовищности, нечеловеческому лицу времени художники старались соответственно со своим мировоззрением находить в нем и положительные, или проникнутые пафосом гуманизма и жизнеутверждения черты, и им это удавалось.

    Заслуга Косынки в этом направлении незаурядная. Ведь целый ряд его произведений - это гимн жизни, которая прорастает на обожженном войной поле наперекор сокрушительной силе животного в человеке, это утверждение мысли, что даже, казалось бы, вконец истерзанная человеческая душа может и должна вернуться в свое нормальное состояние. А это состояние характеризуется наполненностью сердца человека радостью, человечностью, любовью и влюбленностью в жизнь.

    Наверное, глубочайшее раскрытие в творческом наследии Григория Косынки получила проблематика нашла в небольшой новелле «Во ржи». Новелла довольно коротенькая по объему имеет довольно существенное значение, поскольку именно эта черта является наиболее характерной в письме Г. Косынки: он умел несколькими фразами, нюансом светотеней, образом или символом передать широчайшую гамму чувств, мыслей, идей. Недаром же классик украинской новеллистики Василий Стефаник называл Григория своим внуком.

    Фабула новеллы необычно простенькая: герой, который дезертировал из царской армии, вынужден прятаться во ржи, чтобы не быть расстрелянным. Во время пребывания в укрытии с ним происходят две истории: он наблюдает за богатеем и встречается со своей бывшей любимой Ульяной - это, собственно, и все, о чем рассказал нам Косынка в новелле. А дальше начинается рассказ Корнея - героя новеллы, который, собственно, не является рассказом, а это, больше, воспоминания, ассоциативный ряд, построенный им на основе противопоставления мирной и повстанческой жизни, это глубокое чувство ненависти к богатею и такая же глубокая влюбленность в девушку. И все это постоянно переплетается с образом ржи.

    Обычный злак в канве новеллы приобретает ярко символическое звучание. Ржаное поле - единственный свидетель скитаний героя, единственный друг и защитник его - превращается в воспоминаниях, сознании героя в своеобразного поверенного во все земные тайны, даже больше: ржаное поле становится самой жизнью. Жизнью, которая безразлично, а, может, и с болью воспринимает смерть своих детей, и так же спокойно смотрит на их радость. Так, например, рядом с тенью расстрелянного товарища Корнея, который будто проходит по ржи перед глазами героя, появляется и полная сил и красоты Ульяна. И она не только не тень, а плоть и кровь, она самые соки земли, сама рожь-жизнь, которая способна пробудить, возвратить к восприятию земных радостей и мертвых, и живых. А именно на пограничье между этими двумя состояниям находится Корней, ведь для себя он живой, а для других - мертвый, да и едва не животное существование его до встречи с Ульяной скорее напоминало смерть, чем полноценную жизнь. Но чувство любви к Ульяне наконец побеждает страх за жизнь. Корней забывает об опасности, которая ему угрожает, и поднимается с земли навстречу любви, настоящей жизни. И хотя недолгим было счастье Корнея и Ульяны, и все же в сердце героя навсегда остался дух ржи и непобедимое стремление жить.

    Рожь, жить, любить... - это весь Косынка, это его поэзия. Читая его произведения, часто просто-напросто забываешь, что это проза, а не поэзия. Так эти новеллы насыщены образами, мелодией, чувством. Неожиданно и сам наблюдаешь за собой желание писать чуть ли не стихом, замечаешь, что образы Косынки, художественные средства, идеи находят отклик в тебе. И не просто откликаются, а побуждают тебя к сотворчеству, пробуждают мысль, чувство и вдохновляют на жизнь, наполненную смыслом и достоинством.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Сквозной пафос жизнеутверждения в новелле Григория Косынки «Во ржи», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.