«Слово о походе Игореве». Роль пейзажа в развертывании сюжета

  

Цель:   исследовать в «Слове...» роль пейзажа в развертывании сюжета, выяснить особенности изображения картины природы; охарактеризовать поэтический образ Ярославны; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность; умение характеризовать образ произведения, приводя убедительные аргументы, примеры; формировать эстетичный вкус в школьников, воспитывать чувство любви к красоте природы, ответственное отношение к ее сохранению; почтительного отношения к искренним чувствам, любви.

тип урока:     комбинированный.

Оборудование: иллюстрации с пейзажами, рисунки учеников «Поэтический образ Ярославны», музыкальное оформление, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

І. организационный момент

II. проверка домашней задачи

1.         Обзор ученических рисунков на тему «Поэтический образ Ярославны» с кратким комментарием их авторов.

2.         Ориентировочный план содержания Слова о походе Игореве»

Введение

1.         Раздумья автора о средствах поэтического сказа.

2.         Зачин.

Основная часть

1.         Поход Игоря:

  • солнечное затемнение и обращения Игоря к войску;
  • обращение автора к Бояну;
  • встреча князей-братьев перед началом похода;
  • печальные увещевания природы во время похода войска Игоря;
  • успех родственников в первой битве с половцами;
  • наступление половцев и новая битва;
  • ратная доблесть Всеволода;
  • раздумье поэта о прошлом;
  • поражение Игоря;
  • сумм Русской земли;
  • воспоминания Святослава Киевского о своей победе над половцами.

2.         Пение о большом Святославе:

  • сон Святослава;
  • золотое слово Святослава;
  • обращение автора к русским князьям;
  • рассказ о Всеславе Полоцком;
  • воспоминания о знаменитых временах Владимира Мономаха.

3.         Возвращение Игоря на Русскую землю:

  • плач Ярославны;
  • бегство Игоря из плена;
  • неудачная погоня за Игорем;
  • приезд Игоря к Киеву, радость Русской земли.

III. актуализация опорных знаний. Викторина «Кто из героев»

Задача: за представленной цитатой определить, кому из героев она принадлежит или кого касается.

1.         «Тогда... уронив золотое слово, со слезами смешанное...». (Святослав)

2.         «...Хочу главу свою положить или напиться шлемом из Дона». (Игорь)

3.         «...Бежит серым волком». (Гзак)

4.         «...Если ком хотел песню создавать, то растекался он мыслю по древу». (Боян)

5.         «Один брат Один мир светлый - ты, Игорю! Оба мы Святославычи». (Всеволод)

6.         «Лучше же бы потятым быть, чем плененным быть». (Игорь)

7.         «...Свои высшие персты на живые струны накладывает,- и они самые князьям славу раскатали». (Боян)

8.         «Уже нам своих милых порядок ни мыслью помыслить, ни думой вздумать, ни глазами осмотреть, а злата и серебра того не должно было потерять». (Жоны русские)

9. «Ни хитрому, ни скрытному, ни колдуну ловкому суда Божьего не пройти». (Боян)

10.       «Когда сокол к гнету летит - это мы сокола опутаем красной девицей». (Кончак)

11.       « Ты- Так как можешь Волгу веслами роскрапить, а Дон шлемами вылить!» (Святослав о Всеволоде Суздальском)

12.       «Хоть и тяжело той голове быть без плеч - плохо телу без главы». (Боян) Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

1. Роль пейзажа в развертывании сюжета поэмы

1.1. Природа - действующее лицо в «Слове...».

Природа играет важную роль в развитии событий в произведении. Автор, внимательный наблюдатель природы, наделяет ее человеческими мыслями, чувствами. В поэме прослеживается глубокое знание автором степной природы - описание берегов Донца как «серебряных». Игорь хвалит Донец, что тот «сторожил» его, когда он прятался в зарослях реки, и чувствительные гоголи и чайки предупреждали о приближении людей.

Наделение природы человеческими качествами прослеживается в том, что она сочувствует русским, предупреждает их об опасности, когда игр тронулся в поход - свет солнца померк; помогает Игорю в его бегстве из плена; Ярославна обращается к силам природы; природа отзывается на поражение русских: трава никнет, дерева от горя склоняются к земле.

Взаимосвязь человека и природы наблюдаем в сравнениях людей с птицами, зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь.

Слияние природы с действиями людей, ее действующая активность - перед битвой с половцами кровавые звезды свет поведают; черные тучи из моря идут; земля гудит, реки мутно текут, прах свыше полями несется; после поражения русичей - широкая печаль идет по Движению.

Значительное внимание в произведении отводится значимости солнца - элемента природы. Солнце сопричастное к делам действующих лиц поэмы. Больше того, оно изображенное поэтом как светило, что владеет «даром» предсказание, предсказание: «Тогда Игорь глянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмой всех его воинов прикрыло»; «Солнце ему тьмой путь заступало; ночь, стоня ему грозой, птиц возбудила...».

Предчувствием трагического результата похода князя Игоря вместе с солнцем преисполненная вся природа: здесь и «крвавые звезды» и «земля гудит», и «реки мутно текут», и «порохи поля прикрывают».

А вот еще одна интересная поэтическая интерпретация образа солнца в «Слове...»: Ярославна, которая плачет на стенах Путивля за Игорем обращается к солнцу как к человеку, как к своеобразному высшему покровителю, который посылает всем тепло, свет жизни. В этом эпизоде солнце очеловечено, одухотворенное. В другом эпизоде солнце наравне с людьми радуется, что Игорьвозвращается из плена: «Солнце светится на небах - Игорь-Князь в Русской земле».

Таким образом, автор «Слова о походе Игорев» - внимательный наблюдатель природы, является очевидцем того, о чем им написано в произведении.

12. Беседа за вопросами:

  • Почему человек и природа тесно связаны между собой?
  • С какой целью поэт в «Слове...» рядом с описанием исторических событий прошлого важную роль уделяет изображению природы?
  • Мотивируйте, можно ли природу считать действующим лицом поэмы.
  • Что свидетельствует о глубоком знании автором «Слова...» степной природы?
  • Для чего, по вашему мнению, поэт в поэме наделяет природу человеческими качествами?
  • С чем связано то, что в произведении люди сравниваются с птицами, зверями?
  • Как понимание природы героями поэмы влияет на их поведение, поступки, стремления?
  • Какую картину с пейзажем половецкой степи вы бы нарисовали после ознакомления с поэмой неизвестного автора?

2. Женские образы «слова...»

2.1.      Групповой женский образ.

В раскрытии идейного замысла автора «Слова...» очень важную роль сыграет группа женских образов. Все они глубоко лирические, пронизанные нежностью и лаской, овеянные мысленным взором на мир, покое, домашнем костре, выдержанные в народно-песенном духе. В них воплощенная печаль и забота отчизны о своих воинах.

После поражения Игоревого войска женщины оплакивают своих погибших мужчин, русских воинов. Их плач, преисполненный нежности и безграничной печали, имеет глубоко народный характер: «Уже нам своих милых порядок ни мыслью помыслить, ни думой вздумать, ни глазами осмотреть, а золота и серебра того не должно было потерять»

2.2.      Образ Ярославны.

2.2.1. Материал к характеристике образа.

Среди женских образов, созданных литературой давней Движении, жена новгород-северского князя Ярославна занимает особое место.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: