Сложные предложения с несколькими подчинительными. Разделительные знаки при них

  

Цель:             закрепить приобретенные учениками знания и навыки синтаксического разбора предложений с несколькими подчинительными, закрепить умение ставить разделительные знаки в такого типа предложениях; формировать умения и навыки различать в тексте эти предложения, составлять их структурные схемы; развивать память, внимание, логическое и образное мышления; воспитывать самостоятельность мышления, любовь к родному языку, родному слову.

Тип урока:     применение умений и навыков учеников.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, опорные плакаты, учебник.

Ученики должны знать: научные термины, которые употребляются в теме «Сложное предложение с несколькими подчинительными»; виды сложных предложений; определение видов сложных предложений.

Ученики должны уметь: ставить разделительные знаки в сложных предложениях с несколькими подчинительными; делать синтаксический разбор данных предложений; находить их в текстах; использовать в речи.

Методы и приемы обучения: метод «Незаконченное предложение», языковедческое исследование; игры «Асиндетон», «Лингво-Эстафета», разные виды тестов, работа в группах.

Ход урока.

І. Определение эмоционального настроения.

ІІ. Определение цели.

ІІІ. Актуализация опорных знаний. Ознакомление с правилами игры.

Урок проводится в форме игры «Компетентность».

Этап І — объединение учеников (по собственному желанию) в три группы: две группы конкурентов и группа работодателей.

 

Этап ІІ — подготовка к «принятию на работу»: группа работодателей готовит блоки вопросов по теме для каждой группы конкурентов; группы конкурентов повторяют изученный материал.

Этап ІІІ — «принятие на работу»: группа работодателей задает вопрос группам конкурентов. Если одна из групп не знает ответ на вопрос, его дает другая группа.

Во время выполнения практических задач группа конкурентов проверяет правильность их, определяет победителя в каждом виде работы.

Деление на группы. Ученики выбирают геометрическую фигуру:

  • Квадрат - трудолюбие, старательность. 
  • Прямоугольник - заинтересованность, любознательность. 
  • Треугольник - целеустремленность, организаторские способности. 
  • Круг - доброжелательность, взаимопомощь. 
  • Многоугольник - креативность, творчество, чувство юмора. 

Тестовый контроль.

1. Сложноподчинительными называются...

а) сложные предложения с бессоюзной связью;

б) сложные предложения с союзной связью;

в) простые предложения с отделенными дополнениями, определениями, обстоятельствами.

2. В сложноподчиненном предложении...

а) обе части равноправные;

б) одна часть главная, а вторая — подчиненная;

в) одна часть может заменить другую.

3. Подчиненная часть к главной присоединяется...

а) интонацией, союзами;

б) соединительными словами и союзами;

в) союзами подчиненности и соединительными словами.

4. По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основных вида...

а) обстоятельственные, изъяснительные, причины;

б) определительные, изъяснительные, обстоятельственные;

в) определительные, следствие, условия.

5. Подчинительные предложения могут стоять...

а) перед главной частью;

б) после главной части;

в)   перед главной частью, после главной части, внутри.

6. Сложноподчиненные предложения состоят из...

а) двух или нескольких главных предложений;

б)  двух или нескольких подчинительных предложений;

в) одного главного и одного (или нескольких) подчинительных предложений.
Ключ: 1-б; 2-бы; 3-в; 4-б; 5-в; 6-в.

 

Самодиктант.

Ученики записывают научные термины, которые употребляются в теме «Сложное предложение».

Кто полнее и логичнее их запишет.

Группа «Работодателей» ставит по три вопроса каждой группе.

Словарная работа.

Выпишите слово, которое написано правильно, и обведите в нем последнюю букву.

Группа 1.

1)  приоритет, зацепить, фамилия;

2)  бесправный, расчистить, сшиток;

3)  резчик, курьез, морковный;

4)  ниже, блестеть.

Группа 2.

1)  Причудесно, приоритетный, пригорок;

2)  сцедить, бессовестно;

3)  связать, обезьяний, Вьетнам;

4)  более дорогая, больше, очень.

 

Беседа.

  • Какие слова образовываются из последних букв выписанных слов? (Запятая, тире). 
  • Какие из этих знаков чаще используются в сложноподчинительных предложениях? 

IV. Применение знаний, умений и навыков.

Игра «Асиндетон».

Эта игра оказывает содействие практическому освоению школьниками законов построения предложений, сведений о союзе и его функциях в речи, приучает применять на практике полученные лингвистические знания, развивает мышление и внимание, волю и целеустремленность, побуждает учеников ускорять темп выполнения учебных действий. 1) Ученики получают предложение, в котором пропущены союзы (асиндетон - древнегреческое – бессоюзность) и разделительные знаки. (О, сколько света и музыки в языке! Этому оказывают содействие знаки разделительные).

 

2) Сделайте синтаксический разбор предложения в форме игры «Синтаксическая лингвоэстафета».

Игра «Синтаксическая лингвоэстафета».

Эта игра совершенствует языковые навыки, глубоко знакомит их с определенными языковыми явлениями путем активной деятельности, создает условия для повторения и закрепления знаний по изученным разделам. Но кроме сугубо учебных задач игра имеет цель воспитывать у учеников чувства коллективизма, сплоченности, ответственности за общее дело, а также развивать умение быстро ориентироваться в задачах, анализировать языковой материал и осуществлять с ним нужные операции.

Игра «Синтаксическая лингвоэстафета».

Последовательность разбора сложноподчиненного предложения с несколькими подчинительными.

1.  Доказать, что предложение сложное: определить простые предложения в сложном, их количество.

2.  Выяснить, союзным или бессоюзным является предложение.

3.  Если предложение союзное, то - сложносочиненное или сложноподчиненное.

4.  Если предложение сложноподчиненное, то определить, сколько в нем есть подчинительных - одно или несколько.

5.  Когда предложение является сложноподчиненным с несколькими подчинительными, то указать вид подчиненности (последовательная, однородная, неоднородная или комбинация этих видов), объяснить связь простых предложений в сложном.

6.  Каждую часть сложного предложения разобрать как простое предложение. Объяснить разделительные знаки.

1-й участник - выделяет главные и второстепенные члены предложения; 2-й участник - дает характеристику членам предложения (например: простое подлежащее, сложное именное сказуемое, прямое дополнение и т.д.);

3-й участник - характеризует по функции, эмоциональности, связи с современностью;

4-й участник - характеризует предложение по структуре (простое - сложное, союзное - бессоюзное, сложносочиненное - сложноподчиненное, односоставное - двусоставное, распространенное - нераспространенное, полное - неполное, осложненное – не осложненное).

Группа 1.

Человек…не любит языка родной матери…ничего не говорит родное слово…это человек без рода…племени. (В. Сухомлинский).

 

Группа 2.

…Ты не любишь своего народа…пренебрегаешь его языком…тебе поверит…ты любишь…уважаешь соседние народы? (Никита Шумило).

Ключ.

Группа 1. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово,- человек без рода и племени.

Группа 2. Если ты не любишь своего народа и пренебрегаешь его языком, то кто же тебе поверит, что ты любишь и уважаешь соседние народы?

Работа с текстом. Подготовка к внешнему независимому оцениванию.

Правильные ответы обозначьте значком «+» в графе с номером соответствующего предложения. Остальные графы оставьте незаполненными.

Отдадим Украине и сердце, и ум, и руки

1.  Мне чрезвычайно больно, что кое-кому проблемы Украины кажутся смешными.

2.  Но я горжусь своей родиной!

3.  Меня не беспокоит ее финансовое или политическое положение, так как я люблю ее ярчайшее солнце, глубочайшее небо.

4.  Не хочу задумываться над неизвестными перспективами моего государства, так как оно для меня всегда будет чем-то чрезвычайно родным и светлым.

5.  И почему кое-кому кажется, что моя страна сегодня - это иллюзия, а не жизнь?

6.  Я обещаю, что буду верной дочерью Украины, так как это моя миссия на Земле.

7.  Хочу, чтобы весь мир узнал, что где-то далеко есть замечательная цветущая страна с янтарным солнцем и изумрудными горами.

8.  Да. Тебе, красавица, сейчас нелегко, но я хочу, чтобы ты верила, что есть люди, которые тебя обожествляют. Любят всем сердцем.

9.  Я так тебя люблю, мое безграничное богатство!

 

10.  Но главное - пламя в сердце.

11.  Главное. Что я просто люблю ее, мою величайшую царевну, которая каждый день приносит в мою жизнь что-то интересное.

12.  Но никому не скажу, что, так как это моя тайна.

13.  Хочешь узнать ее?

14.  Полюби Украину так, как я!

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: