Образцы творческих сочинений > Школьное Сочинение заметка в газету > Смысл финала “Повести непогашенной луны”


     
  • Смысл финала “Повести непогашенной луны”

    Интерпретация финала Финал повести, где дочь Попова играет — пытается погасить луну, также построен на повторах: ему предшествует описание игры Наташи со спичками. Причем этот эпизод по своему содержанию близок мотиву машинного мчания командарма Гаврилова: тот же восторг и тот же страх1, что и Гаврилов во время безумного мчания, испытывает Наташа во время игры со спичками:

    Гаврилов зажигал спички; удивленно, как могут удивляться таинственному в мире только дети, Наташка смотрела на огонь, складывала трубкой губы и дула на огонь, не сразу хватало дыхания потушить спичку, потом спичка тухла, и тогда столько Изумления, восторга и страха перед таинственным было в голубых глазах Наташи, что нельзя было не зажечь новой спички, нельзя не склонить голову перед тем таинственным, что самою собою несла Наташа .

    В финале (а финальное положение придает сцене особую значимость) игра продолжается, причем Наташа хочет уже погасить луну:

    В окно лезла белая луна, уставшая (!) спешить.

    Наташа стояла на подоконнике, и Попов увидел: она надувала щеки, трубкой складывала губы, смотрела на луну, Целилась в луну, дула в нее. — Что ты делаешь, Наташа? — спросил отец. — Я хочу Погасить луну, — ответила Наташа.

    Полная луна купчихой плыла за облаками, Уставала торопиться .

    Конечно, произведения Б. Пильняка трудно поддаются анализу, переводу из метафорической, образной системы в понятийную, как и каждое литературное произведение. Их, в частности, сложно свести к единому концепту (определенной идее) из-за их фрагментарности. Д. Кассек пишет: "…в произведениях Пильняка редко наблюдается завершенный подтекст"2. Однако в "Повести…" такая возможность выявить "завершенный подтекст", кажется, предоставляется, хотя спектр адекватности интерпретации определить довольно сложно3.

    Проведенный анализ текста утверждает в мысли, что луна Не является самостоятельным, активным источником жестокости (природа находится вне этических оценок, она — вне добра и зла). Название повести можно было бы объяснить как "повесть еще не погашенной луны". Под "взором человека" луна стала "тающей ледяной глышкой" (т. е. сама оказалась как бы застывше-замороженной), а Наташа — человеческий детеныш — "целится"4 в нее, пытается "погасить" (т. е. в данном случае — "заморозить") луну, которая, "устав спешить", стремится приблизиться к Наташе (луна "лезла в окно"). Кстати, именно в этом фрагменте впервые встречается причастие совершенного вида в описании луны — "уставшая спешить" луна, т. е. луна исчерпала свое стремление успеть за безумно мчащимся человеком, стремление установить гармоничные отношения с человеком: гармония не состоялась; природа и человек враждебны по вине человека — Наташа "хочет погасить луну". Это уже проекция в будущее, в котором, очевидно, отношения нового поколения, новой истории и природы не изменятся. Симптоматично, что после этого эпизода вновь "полная луна купчихой плыла за облаками, уставала торопиться". Насилие над природой (и над человеком как ее частью) продолжает быть актуальным и переходит в будущее. И вот здесь-то чаша терпения луны переполняется, и негативная энергия, направленная на нее человеком, городом, Наташей зеркально отражается, возвращается обратно к человеку: луна-природа мстит тем, кто ее подстегивает "хлыстом-автомобилем", она отражает холодный, замораживающе-анестезирующий напор безумно мчащегося человека, мстит за насильственное вмешательство в ее естественное движение. И поэтому "было совершенно понятно, что этими гудками воет городская душа, замороженная ныне луною", т. е. поведение луны — это зеркальное отражение деятельности человека.

    Композиция повести, таким образом, становится кольцевой: в самом начале повести мы читаем: "и было совершенно понятно, что этими гудками воет город, городская душа, залапанная ныне туманной мутью". Туманная муть — это удушающее воздействие тоталитарного государства, губящего все живое, творческое, немеханистичное, что вытекает из дальнейшего повествования. Луна в финале, будучи включенной в процитированную фразу, придает событиям космический, апокалиптический характер, только творец этого возможного апокалипсиса — человек: он может погубить свою колыбель — природный мир, "погасить луну", а тем самым — и себя5.

    Конфликт командарма Гаврилова и негорбящегося человека из дома номер первый, таким образом, оказывается частным в глобальном противостоянии — противостоянии природного и исторического, которое является интертекстуальным в творчестве Пильняка. Участниками конфликта являются, с одной стороны, луна, природа, эволюция, с другой — человек из дома номер первый, командарм Гаврилов, город (в сердце которого, на перекрестке6 двух главных с напряженным движением улиц, находится дом номер первый), дочь Попова Наташа, которым "не нужна" луна.

    Причем Гаврилов (как и "город") эволюционирует от деятеля (по сути соавтора конфликта повести вместе с Первым человеком) к жертве, не первой и не последней, этого конфликта7. В перспективе тот же путь обречен повторить и первый человек, и Наташа — будущее человечество. В этом видится смысл скрытой оппозиции "непогашенная луна — погашенная луна" в повести Б. Пильняка. Анализ "Повести непогашенной луны": Смысл финала

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Смысл финала “Повести непогашенной луны”, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.