«Снежная королева». Величие красоты человеческого сердца. Антитеза

  

Цель: помочь ученикам постигнуть величие красоты и силы человеческого сердца, настоящей дружбы; развивать образное и логическое мышление, умение выяснять главный конфликт сказки и способы его решений; развивать навыки высказывания собственных мыслей, сопоставление фантастики и реальности; воспитывать искренность, верность в дружбе, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет писателя, разные издания сказки «Снежная королева», иллюстрации художников к ней и ученические работы. Теория литературы: литературная сказка, герои (образы, персонажи) художественного произведения, реальное и фантастическое, смешное и печальное, антитеза.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- В сказках добро традиционно ассоциируется с красотой, а зло - с уродливостью. Поэому конфликт (т. е. столкновенье разных, часто противоположных сил, противоборство героев, понятий и мыслей) между красивым и некрасивым целиком понятно. Но в реальной жизни часто бывает так, что за внешней красотой кроется внутренняя уродливость. Именно такой конфликт между красотой настоящей и ненастоящей наблюдаем в сказке Андерсена «Снежная королева». Разобраться в этом, а также открыть секреты художественного мастерства автора мы и попробуем на сегодняшнем уроке.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Вспомним маршрут Герды, которая разыскивала Кая. Заполните схему названиями остановок, которые девочка делала во время путешествия.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Слово учителя.

- Сказка «Снежная королева» была любимой и для самого Г. К. андерсена. Он вспоминал: «с удовлетворением писал свою последнюю сказку “Снежная королева”. Я до того пришел в восхищение ею, что она, будто танцуя, вылилась на бумаге». В детстве он дружил с девочкой Лисбет. «Из кухни был выход на чердак. Под окном чердака, на водосточном желобе, который находился между нашим и соседним домами, стоял ящик, набитый землей, в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке “Снежная королева”»,- рассказывал в своих воспоминаниях писатель. А еще они с Лисбет, сидя возле окна, любили прикладывать монетки к разрисованному морозом стеклу и смотреть на улицу. Когда-то маленькому Гансу привиделись очертания ледяной женщины. Вот в его произведениях реальное переплелось с волшебным.

2. Работа с таблицей (в парах).

3. Выполнение поисково-исследовательских задач, решение проблемных вопросов.

Интерактивное упражнение «Займи позицию».

— Кто является главной героиней сказки «Снежная королева» — Снежная королева или Герда? Почему?

— Бесспорно, и Герда, и Снежная королева — сильные личности. В чем сила каждой из них? Сравните их, найдите общее и отличное.

Снежная королева - Герда

Общее:

Сильные, влияют на людей, им нужен Кай; красивые.

Отличное

Злая, гордая, холодная, бездушная, равнодушная, коварная, эгоистичная, «холодное» сердце, влияет на людей силой, властью

Добрая, искренняя, смелая, признательная, верная, решительная, настойчивая, целенаправленная, «горячее» сердце, влияет на людей добротой, преданностью, целеустремленностью

Маленькая разбойница, увидев Кая, сказала: «- Вот, пройдоха!.. Не знаю, достойный ли ты того, чтобы за тобой бегали аж на край света!».

Мини-диспут: «Достойный ли Кай того, чтобы ради него пройти столько испытаний?».

- В сказках Андерсена постоянно идет борьба между добром и злом, красотой и уродливостью, живым и безжизненным, «горячим» сердцем и «ледяным». Это такой литературный прием, средство, которое называется антитезой.

Записи в литературоведческие словарики.

Антитеза - это противопоставление целиком разных жизненных явлений, понятий, чувств, мыслей или характеров.

Антитеза предоставляет произведению большей выразительности, делает его напряженным, динамическим.

Приведите примеры антитезы в сказке Андерсена «Снежная королева». (Тролль - Бог, снежинки - розы, холодное - горячее, Герда - Снежная королева и др.).

5. Самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте статью учебника Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко «Антитеза в “Снежной королеве”» (С. 82-83) или дайте ответ на вопрос и выполните задачу в учебнике Е. Волощук (С. 88-89).

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

Ознакомьтесь с этим списком и скажите, о чем он свидетельствует:

• Украина — О. Зуев, мюзикл «Снежная королева»;

• Украина — Г. Сасько, фортепьянная миниатюра «Ледяной танец Снежной королевы»;

• Украина — Ж. Колодуб, балет «Снежная королева»;

• Россия — Б. Астафьев, опера «Снежная королева»;

• Россия — Д. Леднев, опера «Снежная королева»;

• Россия — Г. Раухвергер, балет «Снежная королева».

(Это свидетельствует о большой популярности сказки «Снежная королева» в мире искусства).

VI. ДОмашняя задача.

Подготовить короткую инсценировку по одному из отрывков из сказки Андерсена «Снежная королева» (в группах); характеристику любимого героя (индивидуально).

VII. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите фразу: «Хочу сказать спасибо...» (...ученику за интересную мысль, учителю, сказочнику и т. п.).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: