Сочинение: Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»

  

Когда читаешь произведение Квитки-Основьяненко «Маруся», кажется, что ты побывал в украинском селе в начале XIX столетия, - настолько живо изображена жизнь украинского крестьянства. Большой знаток украинского фольклора, писатель сумел донести к нам и быт, и обычаи народа, сумел показать очень образно его праздники, радость и горе. Кажется, закроешь только глаза - и увидишь девушку Марусю - надежду родителей, которая весело разговаривает со своим любимым Василием где-то среди волшебной украинской природы или работает возле печи, стараясь сварить обед. Кто же такая эта Маруся? Обычная себе девушка, которых было много на Украине, но автор будто собрал вместе их лучшие черты: «Высокая, прямая, как стрелочка, чернявенькая, глазищи, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская мальва...» Даже в портрете Маруси ощущается единство с фольклорными источниками. А какой у нее язык! Маруся не только красивая, еще и богатая. Но не задирает носа перед другими девушками, даже наоборот является смирной и покорной. Она очень трудолюбивая. Ведь девушек еще сызмала приучали быть хозяйками в доме. Когда им приходило время выходить замуж, они уже все умели делать. А какая не умела - надолго оставалась в девках. Поэтому и пишет автор о Марусе: «...а что работящая! И на отца, и на мать, и на себя прядет, шьет, моет, и сама все одна, без наймички, и варит, и печет».

Но не только работали люди все время. Молодые ребята и девушки часто собирались на вечерницах, чтобы потанцевать, посмеяться, пофлиртовать. Это было единственной утехой для молодых. Шли они туда одетыми во все лучшее, так как чаще на вечерницах и знакомились будущие муж и жена. Так описывает одежду Маруси Г. Квитка-Основьяненко: «Рубашка на ней беленькая, тоненькая, самая пряла и пышные рукава самая вышивала красными нитями...» Если прочитать полное описание, то так и стоит перед глазами волшебная девушка в красивой украинской одежде, на которой, по обыкновению, было вышито много замечательных цветов.

Читая повесть, мы найдем описания многих украинских обычаев. Например, интересно проходило сватанье. Приходили к дому невесты старосты со святым хлебом. Если хлеб принимали, то сватанье дальше шло по заведенному порядку. Если нет, то несли старосты к отвергнутому влюбленному домой печеную тыкву. Интересно то, что девушка на сватанье должна ковырять печь - знак того, что она стыдливая. А как мастерски описывает Г. Квитка-Основьяненко свадьбу! И какая музыка играет, и что танцуют, и названия музыкальных инструментов: «...играют скрипки, бряцают цымбалы, а вместо баса сам скрипник сквозь зубы гудит и причмокивает». Тяжелой потерей для всех была смерть Маруси. Следом идут похороны. И здесь автор описывает, кажется, самын подробные детали. Как причитали над покойной, что поп делал, как девушки «осуществляли свадьбы», даже описывает гроб. Подробно пишет, как люди собирались идти хоронить Марусю: «Как перезвонили на сбор, вот и несут от церкви святой крест и хорогвы..., а там идут аж три попа и четвертый дьякон, и все в черных рясах, а дьяков - так десятка два». Мать же Марусина раздала убогим девушкам всю одежду с сундука дочери - это тоже был один из обычаев.

Много обычаев воссоздал в своей повести Г. Квитка-Основьяненко, ярко рассказал о жизни украинского крестьянства. Когда читаешь ее, сразу сравниваешь, так ли сейчас мы празднуем, придерживаемся ли обычаев, которые существовали когда-то. И приходишь к выводу, что все ж таки украинская культура, быт живут, а повесть Г. Квитки-Основьяненко «Маруся» - еще одно напоминание о нем, о наших украинском достоянии, которое не следует забывать. Произведение по повести «Маруся» мы попробовали написать, а теперь поговорим о «Конотопской ведьме». Не пугайтесь - произведение не очень страшное, даже совсем не страшное. Но все же таки на ночь читать не следует - еще приснится какая-нибудь дьявольщина. Итак, перелистываем страницу.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: