Сочинение на тему – Грехи наших предков

  

Сочинение по роману И. Багряного «Тигроловы». Наши далекие предки, без сомнения, имели основания давать друг другу выразительные фамилии. Так совершает и большинство писателей, называя своих героев. Это же какие грехи у Григория Многогрешного и за что ему выпал такой тернистый путь? А «грехов», как на тоталитарную систему, которая душила все живое и мыслящее, довольно много: ум, достоинство, национальное самосознание, смелость. И наибольший «грех» - любовь к родине, к Матери и ее замученного, одураченного народа. Автор делает своего героя потомком знаменитого гетмана Демьяна Многогрешного, первого политического ссыльного Сибири. И это глубокий символ невыразимо тяжелой судьбы украинского народа, который испокон века страдал от нападений врагов внешних, а потом был уничтоженный врагами внутренними, новейшими варварами. Образ молодого интеллигента 30-х лет, да еще и обрисованного в романтическом плане, для украинской литературы новый. Мы захватываемся юношей, который стал легендой, гордым соколом для узников эшелона смерти, подпилив невероятными усилиями доски вагону и выпрыгнув на ходу с бешеного поезда. Он стал «дьяволом» и страшной легендой для своего мучителя - следственного Медвина, так как под страшной пыткой не сломался, не стал просить, а только проклинал или молчал.

Григорий Многогрешный шел безграничной таежной трущобой, без пищи, одежды, без любых средств для обороны или охоту, без направления, и все-таки не терял веры: «Тем не менее отчаяние не брало его. Очень много он претерпел, чтобы еще впадать в отчаяние. ...Его гнало вперед чрезвычайное упрямство, сто раз испытанное и закаленное мужество. Вперед, наперекор всему!» Изможденный, проголодавшийся беглец нашел в себе силы, чтобы спасти не только себя, а и девушку от злого зверя.

Григорий обнаруживает себя со временем замечательным охотником, даже принимает участие в охоте на тигров. Его девиз: «Бог не без милости, казак не без счастья». И счастье его находит - он завоевывает сердце гордой и прекрасной девушки - Наталки. Они вместе, смело бросив вызов судьбы, с удивительными приключениями переходят границу и оказываются в безопасном месте. Девушка согласна идти с любимым даже на его Украину, натыкаться на опасность. Ведь он поклялся себе возвратить на родину, но уже не как изгнанник, а «как мститель». История эта может сдаться невероятной, фантастической, когда бы не была частью жизни самого автора. Конечно, в данном случае перед нами не автобиография, а художественное обобщение, хотя основные факты действительно совпадают (бегство, перепрятывание у переселенцев и даже бракосочетание и возвращение на родину).

Итак, Григорий Многогрешний становится живым звеном, которое объединяет две Украины - овеянную мечтой, солнечную, ясную и несчастливую, стероризовану, обиженную. Поэтому его образ набирает символического звучания. Он воплощает в себе непокорную и гордую молодость и молодость сплюндровану, казненную, которая заслужит прощение, наверное, грехи родителей и дедов - покорность, политическое равнодушие, непоследовательность, доверчивость и недостаток национального самосознания.

Относительно романа И. Багряного «Тигроловы», то здесь можно найти приметы и традиционного, и новаторского романа. Из традиционных средств автор часто употребляет эпитеты, иногда даже очень нагромождает их. Например, тайга в И. Багряного высоченная, буйная, непролазная, очарованная. И это только в одном предложении! Любит писатель и колоритные сравнения (тайга, как африканский первобытный лес; орешник, будто щетка; поваленные деревья, будто великаны на поле боя; тишина, как в странном храме странного бога, и др.). Встречаются и метафоры разных видов («солнце ...ткало золотые прошвы на белой скатерти»; «тюбетейки грубо извинялись, оправдываясь перед френчем»), частые антитезы (ударники и летуны, прокуроры, растратчики, ответственные и безответственные рвачи). Язык романа богатый на фразеологизмы, пословица, афористические выражения и песни (ни пары из уст, геройское дело не каждый сделает, казачья кровь, Бог не без милости, казак не без счастья, у смелых всегда счастья есть). Присутствуют также элементы драмы - диалоги, монологи, риторические восклицательные и вопросительные предложения. Синтаксис разнообразный - от серии коротких односоставных предложений к сложным конструкциям. Постоянно встречаются детально выписанные пейзажи, интерьеры. Везде присутствующий почти иронический подтекст. Но есть и то, что принадлежит к творческим находкам И. Багряного.

Оригинальное начало в форме сказки - насколько фантастически страшной, настолько и правдивой. Писатель использует антитезу не только на словесному равные, а и на образном. Два мира - один в арестантском драконовском поезде, другой - в комфортабельном экспрессе. Например, поезд - «дракон», путь Григория - путь Украины, тигры в клетках - судьба главного героя. Даже фамилии здесь не простые, а старинные казацкие: Многогрешный, Серко, Мороз. И. Багряный - не беспристрастный рассказчик..

Итак, благодаря художественному мастерству писателя мы имеем и энциклопедию жизни украинцев Далекого Востока, и политический роман, и замечательную приключенческую книжку со счастливым, почти фантастическим финалом, и произведение, которое дает читателю эстетичное наслаждение.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: