Сочинение на тему – Трагедия рода в романе Янковского «Всадники»

  

Сочинение  по романом Ю. Яновского «Всадники». Жил себе давний рыболовецкий род Половцев. Отец - Мусий Половец, опытный рыбак. Половчиха тоже «доброго рыболовецкого рода, доброй степной крови», «стала к бою за жизнь, за рыбу, стала возле Мусия». Она родила ребят «полный дом», что тесно стало в ней «от их сильных плеч», но «держала... в железному кулаке, мать стояла во главе семьи, стояла, будто скала в шторме». И хотя и упоминает с сожалением наименьший Саша после боя и гибели братьев, как «рука старой давит его за чуба... и сетки сохнут на приколах», тем не менее, возвращаться домой не хочет - «такое проклятое Половецкое семя». Видно, не досмотрели отец с матерью сынов, рано отпустили их от себя, хотя и напоминали постоянно, что «поэтому рода не будет перевода, в котором братья ласкают согласие». Каждый пошел своим путем. Андрей стал белогвардейским офицером, храбрым воином за «веру, царя и отечество». Аверкий учил в семинарии, «артист и играл с греками» и читал книжек, написанных по-нашему. Он пошел в петлюровцы и настолько воспринял идею государственности, которая ради этого был готов на все: «Род - это основа, а прежде государство, а когда ты на государство взвешиваешь, тогда род пусть плачет, тогда брат брата зарубит, вон как!». Афанасий стал контрабандистом, привозил матери подарки. Она составляла их к сундуку и боялась за сына, так как «его тяжело рождала, и он ей стал более дорогой...». К сожалению, именно он пошел в махновце. Хотя и помнил отцовскую науку, и считал, что «род в государство врастает, в закон и ограничение», а ему нравится «свободное сожительство», анархия. С Афанасием воевал и четырнадцатилетний Саша. Иван работал на заводе и «делал революцию», ставя на первое место класс, а не род, а старый Мусий ему помогал.

Такими диаметрально противоположными были политические ориентации братьев Половцев. Этот род, как капли воды, отобразил океан политических и социальных страстей всей расстегнутой, растерянной возрастами, угнетенной и доверчивой и неопытной Украины начала ХХ столетия. Трагедия одного рода отобразила трагедию всего украинского народа. Интересно, что писатель отдал свои симпатии большевику Ивану. Именно тот победил в бою, на его стороне и отец. И это не помешало автору показать объективную и не очень привлекательную картину борьбы за власть. Каждый из братьев имеет понятие чести, не может уступить своими убеждениями, не просит. Сначала Аверкий бьется с Андреем и побеждает. Афанасий в это время в засаде - ждет, чем все кончится, и нападает на Аверкия. Убив брата, прячет его и Андрея, чтобы не сказали, что «род пренебрег». А Иван и себе ожидает благоприятного часа, нападает на обессиленный отряд Афанасия. Получив победу, приказывает расстрелять из пулеметов плененных, которые не изъявили желание перейти на сторону красных. Афанасий пустил себе пулю в голову, увидев, «как погибли его воина, ...а другие из них стали не его».

Заканчивается новелла «Двойной круг» немного странной фразой: «...и Иван Половец потерял трех своих братьев». Это идеологически обосновывается и оправдывает комиссар отряда Герт: «Одного рода.., и не одного с тобой класса». Объективно изображает писатель и ужасные, противные картины братоубийственной гражданской войны: «Кое-кто протягивал руки - и ему рубили руки, поднимал к небу покрытое пылью и потом лица - и ему рубили саблей лица, падал к земле и ел землю, захлебываясь предсмертной тугой,- и его рубили по чему попало и топтали конем. ...И подводили высоких степняков, и летели их главы, как арбузы, ...кое-кто кричал бешено и, будто в сне, неслышно, а этот себе падал, как подрубленный берестой, обдирая прочь кори и губя листву». А потом Ю. Яновский прибавляет грустно - ироническими словами народной песни: «Ищи, кум, брода!» И не находят герои, как и все украинцы того времени, брода, компромисса никакого, летают с шумом с головой  в водоворот кровавых соревнований и гибнут, не принесши родному краю, своему роду ни славы, ни пользы.

Много времени прошло из тех пор, когда были написанные «Всадники». Но проблема «рода, в котором братья ласкают согласие» остается актуальной, как некогда. Пока люди не поймут, что «лучше плохой мир, чем добрая война», матери не будут иметь покоя и в тревоге будут ждать своих сынов.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: