Сочинение на тему «Человек и природа в поэзии М. Рыльского»

  

Максим Рыльский - поэт, ученый, общественный деятель - один из титанов украинской культуры. Радость творческой работы, глубокий патриотизм, ясное мировосприятие - все это было присуще ему. Искренность - это неоспоримое свойство М. Рыльского. Он мог ошибаться. Ошибаться - это, как видно, вообще человеческая черта, но он никогда не служил тому, что считал неправдой. Его первая книга «На белых островах» интересна, во-первых, как контраст с большей частью последующих книг поэта. Ранняя поэзия чаще похожа на незавершенную импровизацию. Это лирика «настроения». В первой книге у поэта еще не было собственных слов для воспроизведения картин природы. И «белые острова», и цветы, и птицы были там какими-то абстрактными понятиями. Позднее, они становятся конкретными: вместо цветов вообще появляются белая гречка, скошенное просо, яблоки. Будто солнечный луч, пройдя по земле, принудил ее играть разнообразными красками. Мир оживает, становится «веселым», и из уст поэта вылетают непривычные ранее для него слова:

  • Клянусь тебе, веселый свет,
  • Клянусь тебе, мое дитя,
  • Которое будет жить, пока жить
  • Мне разрешит дух жизни.

Правда, этот «дух жизни» - пока что понятие шаткое. Один из его признаков - неизменность. Лето горячо, дремлет старый дом, задумчивая собака ухом отгоняет докучливых мух, над всем этим будто остановилось время: зеленый летний день раскинулся на земле будто навсегда. В настоящее время, задачи искусства поэт хочет видеть в доброжелательном нейтралитете, сравнивая поэзию с просветом голубого неба в темных лесных чащах. Но книжная вуаль, которая окутывает живую действительность, растаяла, и во всех ее изменениях и разногласиях явилась жизнь. Природа, как и раньше, близка и дорога поэту. Он внимательно читает ее книгу и находит на каждой ее странице образы и символы, что укрепляют его веру в жизнь. Вот картина весеннего перелета журавлей, за которыми поэт следит с киевской улицы. В стройном полете журавлиного ключа он усматривает аллегорию, которая отбивает творческие стремления людей:

  • Летит отважный, мудрый проводник,
  • И все ровняют лет свой по нему,
  • И знает всякий цель свою и дорогу.

В весеннем цветении жизни особенно остро и ярко воспринимает поэт все явления окружающей действительности, ее самые мелкие детали. М. Рыльский умеет из незначительных, обычных фактов делать обобщение, связывать малое с большим, личное с общественным:

  • Я говорил сыну, как цветет Украина,
  • Так как она - страна в Стране Советов, плыла в даль белая паутина,
  • И смеялось небо, как голубой сад.

При большом умении раскрывать обобщенные идеи, Рыльский - и в этом его индивидуальная особенность - ценит «очарование милых мелочей» и умеет воссоздавать их. Мало кто с годами не теряет интереса к тому, что повторяется и становится обычным. А тем временем из таких деталей составляется большое «чувство жизни». Кто умеет так ощущать мир, поэтому уже не нужны «бригантины», «коралловые рифы», так как соль, хлеба, три тарани утром над водой, когда на бледной грани неба трепещет первый огненный луч солнца,- становятся прекрасными, такими же, как прозрачные бабочки, которые весной вылетают на поверхность воды, как весенний мотылек, который пролетел, подобный сухому листочку. Никаких скрытых мыслей нет в этих образах Рыльского, и они обогащают наше мировосприятие, принуждают полнее и шире смотреть на действительность.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: