Сочинение на тему Роман в стихах Л. Костенко «Маруся Чурай»

  

Разворачивая перед читателем панораму жизни украинцев XVII столетия, поэтесса мастерски передает дух эпохи. Типажи, ход событий, воспроизведенный в человеческих судьбах, - все это реставрируется автором с живой достоверностью художественного документа. Поэтесса показывает тогдашнее общество во всех его главнейших проявлениях. Роман «Маруся Чурай» открывает нам духовный мир наших пращуров, раскрывает забытые страницы истории, на достойных образцах учит мужеству, пробуждает совесть, чувство причастности к большой истории большого народа. Старинный город Полтава в романе возникает как символ родной земли, матери дорогой. Сначала романа, Полтава выступает как город отважных людей. Враг подступает к воротам города, взяв его в плотные тиски осады. Лучшие сыны Полтавы голодные, но отважные и упорные, мужественно защищают ее, самоотверженно защищают свою честь, совесть, свой язык, культуру, обычаи - родную историческую память. Истории пишут на столе. Мы же пишем кровью на своей земле. Мы пишем плугом, саблей, мечом, Песнями и невольническим плачем. Могилами в поле без имен, дорогой к Киеву из Лубен.

Читая роман, мы воспринимаем всех его героев как таких, что действительно жили в XVII столетии. Поэтесса мастерски вводит в сюжетную канву рядом с придуманными ею образами девушку из легенды Марусю Чурай. Но вместе с тем, в романе действуют исторические лица: Богдан Хмельницкий, Дмитрий Вишневецкий - основатель Сечи, которого прозвали Байдой, сын гетмана Остряницы Иван Искра, Леська Хромой. Вспоминаются имена «первого гетмана после Павлтоки» Якова Остряницы, палача украинского народа, внука Байды Еремы Вишневецкого. Мудрым и гуманным изображает автор полтавского полковника Мартына Пушкаря. Образы реальных лиц предоставляют произведению исторической достоверности. И более всего оказывает содействие этому рисованию исторического фона - страшных картин разорения Украины, которые видит Маруся Чурай, странствуя вместе с дьяком на прощу в Киев. В романе есть несколько эпизодов, которые иллюстрируют трагическую жизнь народа во времена польского гнета. За несколько дней вражеской осады - Ни жителя живого, ни состояния. Был городок... А подходили ближе - Нет ничего. Тишина. Пепелище... Уже везде у нас есть школы братские. От Лохвицы к самой Молдове, Пол-Украины - это казацкие вдовы.

Вот, например, второй раздел романа «Полтавский полк выходит на глаза». Здесь воспроизведена суровая действительность поры, когда мирным полтавцам приходилось седлать коней, строиться в ряды и собираться на войну против злого врага -  польской шляхты. А раздел «Проща» в романе важен тем, что в нем правдиво нарисованы страшные развалины в Украине, введен образ странствующего дьяка-философа, который растолковывает Марусе все увиденное и услышанное в дороге. Дьяк - человек наблюдательный, видел многое на своем веку. Марусю очень поразила встреча с полуживыми, изморенными голодом людьми, которые зажгли свечки, ожидая смерти. Дьяк сетует на то, что книгочеи не заботятся о родной истории, культуре, хотя сам, будучи просвещенным человеком, свою бездеятельность прикрывает тем, что у него сумку украли.

В седьмом разделе романа «Дедова балка» наше внимание привлекает образ старика запорожца, которого побратимы-казаки освободили из турецкой каторги - галеры, где он мыкался целых двадцать лет. Теперь нашел приют в убогой хате.

  • Там дед живет, тот самый дед Галерник, Немрущий дед, отшельник и химерник... Вырезает ложки, ковшики, разные соляночки, миски косарские с ушами, солонки...
  • Старый живет воспоминаниями о давней казацкой славе, для него во веки веков священными остались имена полководцев Остряницы, Павлюка, Богдана, их походы и победы над врагами.

Раздел «Дедова балка» композиционно связан со следующим - «Осада Полтавы», в котором поэтесса повествует о стойких и непобедимых полтавцах, которые не упали на колени перед дерзкими шляхтичами. Ворота затворены, пушки нацелены на врага. Мартин Пушкарь учит казаков: «Если им сейчас в руки не дадимся, то со временем отсюда и ударим по ним». Но казаки в романе изображены не только как мужественные и упорные воины, настоящие патриоты своей отчизны, а как исключительно порядочные и честные люди, В первом разделе романа «Если бы обнаружилась неопалимая книга», где речь идет о суде над Марусей Чурай, казаки становятся на защиту справедливого судопроизводства, они предохраняют беспрепятственную девушку от намерений судей обречь Марусю на смерть. Почетный член судебного совета полковник Пушкарь был категоричным («на пытку согласия я не дам»), решительно защищает талантливую девушку казак Иван Искра. Она для него не только лишь красивая, талантливая - она кажется ему песенной душой родного рода, ее надо беречь, так как своими песнями Маруся помогает казакам воевать. («Что нам было нужно на войне? Сабли, знамена и ее песни»). Иван Искра и спасает девушку, своевременно привезши распоряжение гетмана о помиловании Маруси. И, к сожалению, долго жить Марусе не пришлось. Завершается роман разделом «Весна и смерть и светлое восресение». Измученная и изможденная Маруся Чурай ждет приближения конца. Идет весна. Маруся ощущает, что в последний раз улыбается цветению весны. Этот раздел - эпилог романа. Но он звучит жизнеутверждающе, ведь казацкие полки, идя на правый бой, поют ее песни, которым довелось жить вечно.

Роман «Маруся Чурай» - «не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII столетия, - писал известный критик и литературовед М. Слабошпицкий. - Это - история, которая осмысливает самую себя, мыслящая история. Это партитура вечных мотивов духовного бытия народа».

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: