Сочинение на тему романа Самчука «Мария»

  

Роман «Мария» - первый в украинской литературе произведение о голодоморе и насильнической коллективизации - заканчивается страшно и трагически. Старый, обессиленный голодом Корней жестоко расправляется с сыном и идет в неизвестность, чтобы умереть. Дочь и внучка гибнут из голода, а одинокая Мария, простившись с Игнатом, находится в агонии перед смертью, страшной смертью из голода. Но не гибель пророчит автор, он хочет вызвать сопротивление такому развитию событий, ведь роман написан в 1933 году. Писатель стремится вызвать желание изменить судьбу трудолюбивого народа, брошенного в бездну голодной смерти на благословенной плодородной земле Украины. Правда о тех временах высказана искренним сочувствием к людям, жизни которых было поломано грубо и жестоко. Жизнь обычных людей, упроченное, размеренное умными традициями и работой, было противопоставленное неуместности, тех новаций, которые несла с собой власть большевиков: «Жатва каждый год имели свою пору, освященную святыми, овеянную песнями... В этом году опоздали. Поля соединены в один ряд. Люди ссыпаны в большое стадо». Наступила пора разрушения. Какая же сила несла ее? Кто и что умертвили голодной смертью цвет земледельческой семьи Украины? Автор дает выразительный портрет той силы: «на телегах лежат и сидят люди. Расстегнутые рубашки, загорелая мохнатая грудь, немытые лица, черные грязные руки...» Употребленные здесь эпитеты символизируют дикое варварство, которое наступает, так как во главе его люди с грязными руками.

То самое делали и с судьбами человеческими. Прежде всего старались уничтожить крестьянина-труженика, земледельца, доброго хозяина. Тех, кто своей неутомимой работой получило благосостояние для своей семьи, назвали кулаками и врагами трудового народа. Но же любовь к земле, к работе была стрежнем их морали - морали труженика-земледельца. Ошибочный лозунг большевиков о распределении поровну чужого добра было весьма искусительными для тех, кто через леность или пьянство не заработал ни уважения от людей, ни благосостояния. О том, что это были за люди, свидетельствует образ Максима Стирает-Путьки - человека, который не знает ни сожаления, ни стыда, ни страха. Как и Максим, эти люди большей частью не знали земли, не любили ее и не умели работать, но желали руководить теми, кто хорошо на этом знался, и диктовать им свои условия. И вот «зерно дали в недопеченную землю и приволочили. Ломоть слился, и, как пригрело солнце, повеял сухой восточный ветер, затвердевшая и стала репа-тись. Ярина едва выбилась из земли и пожелтелая». Пришлось искать зерно для пересеву. А предъявили обвинение сельским труженикам, которые такого не делали в своей работе на поле. Но новой власти некогда было все выяснять, как некогда из голода. Сразу стало понятно, что власть не только не умеет работать на человека работы, а еще и делает все, лишь бы принизить ее,  принудить склониться перед силой. Такой был настоящий план. От Украины требовали «хлеба». Украина дала вам «хлеба». Украина корчится из голода колхозов, обливается потом, роет свой чернозем и выдирает из земли «хлеб». Так давалась украинцам коллективизация.

О всем этом Влас Самчук написал еще в 1933 году, но его книга была запрещена и вышла в Украине лишь в 1991 году. Официальная советская история вообще возражала факт голодомора - этого исторического страдания и мучений украинской наций, известных всему миру. Эта книга стала первым монументом памяти тем миллионам украинок и украинцев, которых голодомора принуждали идти к колхозам, к социализму. Она стала первым художественным документом, который в художественных образах зафиксировал это невиданное преступление против целого народа.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: