Сочинение на тему: Хлестаков и хлестаковщина в пьесе «Ревизор»

  

Первоначально фамилии этого персонажа были другими: Скакунов, Хласков, Перепелкин. И только значительно позже возникает Хлестаков. Первоначальные фамилии подсказывали какие-то черты характера персонажа, подчеркивали, что он какой-то шалун, обманщик. Но не это хотел подчеркнуть Гоголь. В этом герое кроется совершенно иное, по воспоминаниям современников, замечал:

«Шуйский передал этот монолог слишком тихо, вяло, с остановками, а он желал представить в Хлестакове человека, который рассказывает небылицы с жаром, с увлечением, который сам не знает, каким образом слова вылетают у него изо рта, который в ту минуту, как лжет, не думает вовсе, что он лжет, а просто рассказывает то, что грезится ему постоянно, чего он желал бы достигнуть, и рассказывает, как будто эти грезы его воображения сделались уже действительностью».

Именно это побудило Гоголя пригласить актеров Малого театра, в том числе и Шумского, и самому полистать сцены из комедии. По воспоминаниям современников, это произвело непередаваемое впечатление.

Как заметил литературовед Ю. В. Манн, «такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке». Потому Хлестаков на время становится и литератором, и любителем балов, и важным чиновником. Анна Андреевна как бы подсказывает ему темы. Опьянение не дало Хлестакову возможности стать в  глазах чиновников фельдмаршалом - его увели в другую комнату. Чиновники в этой «пигалице» прежде всего, видят «государственного человека», а поэтому все, что говорит Хлестаков, оценивают с этих позиций.

  • «Не генерал, а не уступит генералу. Такое образование и важные поступки-с»,- подчеркивает Добчинский. Подобное же отмечает и Анна Андреевна: «Какое тонкое обращение! Сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое...»

На секунду представим, что перед чиновниками города был самый обыкновенный «елистратишко». Разве они восхищались бы умом Хлестакова или его пьяной тирадой о светской жизни в Петербурге? Следовательно, события освещены с «высотной точки» - того положения, которое занимает Хлестаков, в воображении городничего и чиновников, в Петербурге. И это увеличивает значимость образа. В России тех времен существовала такая неразбериха, что кого угодно могли принять за важного человека. Хлестаков врет не преднамеренно, для выгоды - это простодушный, ничтожный обманщик. Здесь проявилось новаторство Гоголя по сравнению с предшественниками и современниками. Тип лгуна, прохвоста не нов в литературе, однако в других произведениях авторы заведомо награждали таких персонажей корыстлевой чертой. Современник писателя Аполлон Григорьев говорил:

  • «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и в глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве... Но придайте Хлестакову хоть немного расчета в хвастовстве, - и он перестанет уже быть Хлестаковым... Ему все нипочем, все трын-трава».

Сцена вранья раскрывает облик чиновничьего Петербурга. Страх у городничего и чиновников возрастает от необычности «противника». «Чудно все завелось теперь на свете,- жалуется городничий в третьем действии,- хоть бы народ-то уж был видный, а то худенький, тоненький,- как его узнаешь, кто он?» Хлестаков говорит нелепости, в которые трудно поверить. Но и сама действительность была настолько ненормальна, нелепа, что она только и могла быть воплощена в нелепой, анекдотической истории.

Здесь и раскрывается понятие «хлестаковщина». Гоголь указывал в «Отрывке из письма...», что Хлестаков-«тип многого разбросанного в разных русских характерах... Всякий хоть на минуту... делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и Государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется иногда Хлестаковым».

Хлестаковщина - это одно из проявлений самодержавно-крепостнического строя России, тип карьеризма, когда человек выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем не является и не может быть. Хлестаковщина означает беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье, крайнюю несерьезность, ложь, фразерство и т. д. В наше время исчезли Хлестаковы, но отдельные их черты, к сожалению, еще остались и встречаются как пережитки прошлого: легкомыслие, пустословие, хвастовство и т. д.. И сегодня еще встречаются люди, обладающие некоторыми чертами Хлестакова и мешающие нам.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: