Сочинение на тему Женские образы в романе Афанасия Мирного

  

В романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» Афанасий Мирный описывает жизнь порабощенного народа. Писатель преподносит образы непокоренных женщин-крестьянок, которые, несмотря на трудные социальные, а также психологические условия, остаются такими же честными, добрыми и мужественными. Такими чертами характера Афанасий Мирный наделил Мотрю, Галю и Христю, которые привыкли к трудной, но честной жизни. Для них лучше уже ничего не иметь, чем иметь что-то, что было добыто неправдой, кражами и преступлениями. Пораженные неправдой, некоторые мужчины - Чипка, Максим - становятся на путь преступлений. Но женщины оказываются сильнее их, стремясь сделать все, чтобы улучшить свое положение честной работой. Ярким примером женщины-труженицы является Мотря, которая работает не покладая рук, чтобы хоть как-то поддержать свою семью. В ее жизни не было счастья, радости. Небольшой луч лишь на миг просветил ее жизнь, подарив клочок земли, и снова угас, отобрав последнюю надежду, последние мечты и ожидания: «Мотря день и ночь в работе и в работе; летом - на поле, зимой - дома».

Этой женщине было очень тяжело смириться с неправдой, которая очень глубоко ее поразила. И не только социальные условия удручали Мотрю, большую боль нанес ей ее родной сын, пренебрегая ее чувствами, обижая материнское сердце. Человеком, перед которым Мотря выливала свое горе, которому она жаловалась на свою нищую жизнь, была Христя. Эта девушка была веселой, всегда улыбающейся, но, столкнувшись с несправедливостью и угнетением, она совсем изменилась. Христя стала молчаливой, улыбка уже редко появлялась на ее лице, раньше таком радушном и счастливом. Христя очень чуткий человек, чужие страдания наносили ей боль так же, как и свои. Услышав печальный рассказ Чипки о своей бедности, она близко к сердцу восприняла его неудачи, трудную судьбу. Но поделившись своими мыслями и волнениями с мужчиной, она вдруг открыла для себя, что он не понимает страдания других людей, говоря, что «своя рубашка ближе к телу». Христю очень поразил этот эгоизм, она не ждала такого от Григория. В романе есть образ еще одной чуткой девушки. Это образ Гали, в котором также раскрывается стремление к справедливости, к честной жизни, к тихому семейному счастью. Эти черты объединяют ее с Мотрей и Христей. Отец и мать Гали были преступниками, она выросла в этом окружении, тем не менее, ее душа не очерствелая, она осталась доброй и искренней девушкой. Галя старалась вытянуть Чипку из той компании воров, в которой он оказался, она стремилась жить так, как живут все честные люди: на своей земле сажать хлеб, самому зарабатывать деньги, а не приобретать средства кражей и другими преступлениями. Галя мечтает о своем хозяйстве, скоте, о мирной земледельческой жизни с Чипкой: «Я не люблю коней... волы лучше... Волы такие смирные, тихие...»

Тем не менее, на некоторое время ей удалось возвратить своего мужа к нормальной жизни. Когда Чипка вдруг пришел в себя, Галя очень уважала его, верила ему. Но она не смогла удержать его от старой жизни, от старых привычек. Трудные социальные условия оказались более сильными, чем усилие честной девушки. Она проиграла в этой борьбе. Узнав о том страшном преступлении, которое совершил ее муж, Галя решает наложить на себя руки. В те времена угнетения на селе было очень жестокими, многие люди просто боялись своих хозяев-панов. Крестьяне уже давно потеряли доверие к этим тиранам: «И зачем тебе, сын, с господами таскаться? - говорит Мотря печально. - Еще, не дай Бог, подведут как... Сами же попрячутся, а тебе - будет...» Крестьяне получили волю лишь формально, а на самом деле их положение стало еще худшим, чем было. Поэтому мужество женщин, которые честно жили в те времена, является в самом деле героическим.

Но один женский образ в романе мне не понравился. Это образ Явдохи, которая была корыстной, завистливой и злой женщиной. ей не понравилась Мотря только потому, что она жила в маленьком доме, была одета в старую одежду, потому, что на ее лице были морщины, которые свидетельствовали о трудной жизни. Эта женщина принимала участие во всех грязных делах своего мужа. Она устраивала банкеты для его друзей-воров. Но она выросла в таких условиях, где не могла стать доброй и порядочной, так как ее родители умышленно толкнули ее еще ребенком на преступления. Поженившись с москалем Максимом, она всегда была среди разбойников. Я считаю, что ее можно не только осуждать, а и оправдать. С одной стороны, это социальное положение людей, никчемные родители Евдокии, плохое окружение на протяжении всей жизни. Но с другой стороны, если сравнить Евдокию с Галей, то условия их жизни были похожими: они обе выросли в семье разбойников и воров, все их грязные дела проходили перед глазами женщин. Тем не менее, сердце одной стало черствым и холодным, а у другой осталось добрым и пылким. Евдокия стала жадной и злой, а Галя осталась чуткой, честной, доброй и порядочной женщиной, которая решила, что лучше совсем не жить, чем жить так, как жили ее отец, мать и муж.

Поэтому мы видим, что Афанасий Мирный изображает не только мужественных, честных и морально сильных женщин. Он описывает и таких, которые не смогли одержать победу над трудной судьбой и ужасными условиями, которые принуждали человека разными путями добывать себе средства к существованию. Роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» является социально-психологическим, так как в нем описываются не только тяжелые социальные условия, в которых находился украинский народ, а и мир внутренних волнений и забот героев. Писатель доказывает, что даже самое страшное преступление не может быть совершенное просто так.

План

I.          Антагонистические противоречия в обществе накануне и во время реформы 1861 года по роману «Разве ревут волы...».

II.        Авторское отношение к обидчикам народа в романе «Разве ревут волы...».

  • Чиновники - «пиявки человеческие».
  • Формальная «демократия» земства.
  • Жестокость и ненасытность больших панов-землевладельцев.
  • Измена казацкой старшины.
  • «Не так господа, как подпанки».

III.       Социально-психологическая мотивация поступков главных героев через изобличение господской власти и их прислужников во времена крепостничества и после реформы.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: