Сочинение описание – ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

  

Каждый сознательный харьковчанин рано или поздно старается постичь связь между историей харьковских храмов и историей города, связь между религией и культурой Слобожанщины. Тема эта неисчерпаемая, так как находятся новые источники информации и происходят те изменения в обществе, которые и ведут нас к поискам величественного и прекрасного. Больше 300 лет тому на высоком вале харьковской крепости поднялся вверх тонкий и изысканный храм Покровы Пресвятой Богородицы. К нему на протяжении многих лет шли наши предки. К построению Покровского храма все харьковские слободки уже имели свои церкви. В Захарьковской слободе их было две. Все церковные сооружения были деревянными. И только в 1685-1688 годах было построено первый кирпичный храм Харькова - Успенский собор. В этот же период за северным городским валом неподалеку от Московских ворот вырос еще один кирпичный храм - Свято-Покровский. И уже значительно позднее к нему присоединилась Озерянская церковь. Вместе они создали единый церковный комплекс, который со временем и стал ячейкой культуры и науки Слобожанщины.

Как удостоверяют исторические данные, Покровский храм стал надеждой горожан на защиту и спасение от внешних врагов. Освященный в 1689 году белгородским митрополитом Авраамием, Покровский храм стал основанием для позднее созданного на его территории мужского монастыря, одного из четырех известнейших в Украине монастырей. Озерянская церковь, построенная на территории мужского монастыря больше как 100 лет тому, тоже представляет собой архитектурную памятку прошлого. Ее было построено в стиле псевдо-византийских архитектурных форм. В советские времена ее было преобразовано на хранилище областного исторического архива. Купола снесено, звоны вывезены. В помещении церкви еще и до сих пор можно увидеть остатки многочисленных полок. А поскольку архив размещался во всем церковном помещении, то его было разбито на три этажа, от чего очень пострадали настенные росписи, испорченные креплениям батарей отопления.

Следствия перестройки ужасно поразили меня, ведь жестокая рука сознательно или бессознательно вбивала огромные гвозди креплений прямо в глаза святых. Общими усилиями служители храма и послушники мужского монастыря сделали, казалось бы, невозможное: вывезли мусор и высвободили от извести остатки непревзойденных церковных росписей. Реставрацию этих росписей приходилось начинать дважды. Когда работы было уже почти завершено, на дворе вспыхнул пожар, который вызвал продолжение разрушения. И хотя работы еще очень много, храм действует. Каждое воскресенье здесь происходит служба, бывают даже иностранные делегации. Даже атеисты заходят, чтобы полюбоваться пением одного из наилучших церковных хоров Украины. Мне очень хочется быстрее увидеть, которым станет этот храм, ведь его было построено в честь иконы Божьей Матери, которая считалась харьковской святыней. Эта икона сохранялась и каждый год торжественным крестным ходом переносилась сюда. Атмосфера, которая властвовала в монастыре, побуждала к развитию ремесел и к благотворительности: там кормили голодных, помогали бедным. Монастырь и коллегиум помогали друг другу, так как во главе их стоял один человек - ректор коллегиума был настоятелем монастыря. Монастырь и коллегиум стали могущественным фактором морально-просветительского и культурного развития Харькова и Слобожанщины. В конце восемнадцатого столетия, когда царским указом назначались наместники и губернаторы, то оказывалось, что большинство из них представляли воспитанники коллегиума.

Когда во время экскурсии наш класс проходил ажурными переходами храма, то все мы испытывали удивление не только его красоте, но и могущества. Хотя, как и каждое учреждение, Праздник-Покровский монастырь испытывал и взлетел, и падений. Взлет припал на друге половину семнадцатого столетия, которое отмечалось экономическим и культурным подъемам Слобожанщины. Этот подъем повлиял не только на развитие образования, а даже на внешний вид храма. Это время ознаменовалось появлением значительного количества родственных артелей, которые строили и расписывали храмы, придерживаясь собственных традиций. Воплощение таких традиций в построение монастырских сооружений ощутимо в храме - двухэтажному трехглавому зданию, которое завершалось колокольней. На нижнем этаже располагалась церковь, на верхнем - Покровская церьковь.

Смотря на это стройное сооружение не перестаешь испытывать удивление ее легкости, хотя высота ее 49 метров, а толщина стен достигает полтора метры. Выполнено здание из литовского кирпича. Архитектурная форма имеет углубление - аркады в нижней части и световые грани куполов в верхней части, которая и предоставляет сооружению легкого вида. Нижняя часть Покровского храма испытала наибольших разрушений и пока что закрытая от человеческих глаз, к сожалению, нескоро мы сможем увидеть и ее особенности - алтарная часть имеет форму шестигранника, перекрытого сомкнутым кирпичным сводом, и имеет аскетический вид - так как разрушение оснований привело к деформации потолка верхнего храма. И даже металлический каркас кровли и металлические гоны, вмурованные у стены для прочности сооружения, не помогают предотвратить разрушение. Все харьковчане волнуются за судьбу храма и надеются, что сооружение выдержит, как и раньше выдерживала разные неприятности судьбы. Ведь храм переживал разные упадки. Впервые такой упадок состоялся в 1709 году, после посещения Харькова царем Петром І во время строительства новой харьковской крепости. Харьковчане вынужденные были молиться в слободах, а за церковью осталось 87 дворов, она стала самостоятельной и бедной.

Взлет в развитии монастыря приходится на друге половину восемнадцатого столетия, когда в Харькове началась реконструкция за проектом архитектора Квасова, для которой необходимо было возродить монастырские границы. Харьковский архитектор Васильев разработал новый проект, запроектировав на дворе монастыря архиерейский дом, который и было сведено в классическом стиле. В восемнадцатому-девятнадцатому столетиях Покровский храм изменился в связи с построением каменной колокольни, а с 1800 года он стал кафедральным собором Харьковской епархии.

Из второй половины девятнадцатого столетия монастырь расстраивается в классическом стиле: сводится доходный дом на Бурсацком подъеме, служебные дома, монастырские магазины, вдоль улицы Университетской, помещение трапезной в честь Озерянской иконы. А в 1903 году на месте старика корпуса коллегиума вырос новый корпус келий, которые и стали последними монастырскими строениями.

Из семнадцатого по девятнадцатое столетие монастырь был местом погребения многих выдающихся людей того времени. Там была похоронена династия полковников Захаржевских, род Цветов, харьковского епископа Христофора Сулиму, героя 1812 года донского атамана графа Орлова-Гденисова. К сожалению, их могилы не сохранились, так как с 1922 года храм стал антирелигиозным музеем, после Великой Отечественной войны - историческим музеем, в помещении собора расположился слог хозяйственных товаров Центрального универмага, все другие монастырские помещения распределились за разными учреждениями.

Росписи церквей исчезли навсегда, остались лишь их описания. Но судьба людей была еще страшнее: монахов выслали, разрешив взять с собой лишь белизну, одежда и обувь. Об их дальнейшей судьбе мы можем лишь догадываться. Изменилось время. Восьмого апреля 1990 года Покровский собор было снова освящено, там состоялась первая служба. В 1991 году на базе монастыря было открыто общество сестер милосердие и детскую воскресную школу. А 27 апреля 1992 года в Покровскому храме был собран Всеукраинский собор Украинской православной церкви, на котором избран митрополит Киевского и Всей Украины Владимира.

Надеюсь, что и в дальнейшем Покровский монастырь будет делать свой весомый вклад не только в культурные достояния нашего города, а и в его духовность.

 План

I.          Связь харьковских храмов с историей города.

II.        История и современность Свято-Покровского монастыря.

  • История построения Праздник-Покровского собора.
  • Одолевая следствия разрушений.
  • История построения церкви иконы Божьей Матери.
  • Монастырь - ячейка образования и науки Харькова.
  • Трудные этапы восстановления.

III.       Сохраним достояние прошлого для потомков.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: